«Нет такого множества грехов, которого бы покаяние не пременило скоро в радость»
Святитель Афанасий Великий
http://www.orthlib.ru/Athanasius/ps029.html Подумалось: почему так сильно рассердился, опечалился и обиделся на Отца праведный «старший сын», когда Отец так сильно радовался и веселился покаянию «младшего сына-блудника» (Лук.15:11-32)? Почему «приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его» (Лук.15:1), а книжники и фарисеи слушать Его не захотели, а только постоянно злились и «роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лук.15:2). Почему пришедшие к Богу книжники и фарисеи тогда (в то время), а сегодня теологи и самоправедники - всегда надменные, высокоумные, спорящие, обиженные, завистливые, печальные, хмурые и злые? А, пришедшие к Богу блудники и мытари, блудницы и разбойники и тогда и сегодня - радостные, смиренные, кроткие, тихие, уступчивые, милостивые и справедливые?
Потому что, - как говорит Слово Божие и повторяют святые отцы, - только сокрушенным и смиренным дается благодать - сила Божия, которою только и возможно превзойти праведность книжников и фарисеев (Матф.5:1-20).
И еще подумалось: где будут (или где есть) эти девяносто девять праведников (и тот "старший сын"), не имеющих нужды в покаянии, о которых на Небесах будет меньше радости, нежели об одном грешнике кающемся (Лук.15:7)?
У святых отцов были разные мнения по этому поводу. Но по Писанию ясно одно: блаженны и радостны (и в этом веке и в будущем) будут только: нищие духом, плачущие, кроткие, справедливые, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, - а потому, в веке сем, везде и всегда гонимые (Матф.5:1-14). Как был гоним «великим молчальником и необычайным постником» монахом Ферапонтом смиренный монах Зосима, который «канфетою прельщался, барыни ему в карманах привозили, чаем сладобился, чреву жертвовал» ("Братья Карамазовы").