«Невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему»
Преподобный авва Дорофей
http://magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm Подумалось: да, сыном Божиим можно стать только через Сына Божия, сокрушением, покаянием, смирением и верою во Христа Спасителя (сначала в Грядущего, а затем в Воплотившегося) и в Благую Весть о Спасителе, данную Богом еще Адаму и Еве (протоЕвангелие). Другого пути стать сыном Божиим нет и не было (ни в ветхозаветное время, ни в новозаветное), ибо только сокрушенным и смиренным и обратившимся ко Спасителю подается благодать Божия, которая и усыновляет человека Богу.
Да, чтобы стать сыном Божиим, мало быть просто праведником, ибо праведником, по-своему, может стать и атеист с язычником, живущие по совести (естественному закону Божию) и боящиеся наказания от властей, и фарисей с книжником, живущие по закону Божию, данному через Моисея и боящиеся наказания от Бога. Да, хоть они и праведники, но они остаются рабами и наемниками, но, думаю, получат награду свою за свою праведность.
Вот и «старший сын», который всегда был с Отцом, столько лет служа Ему и никогда не преступая Его приказания, вдруг «осердился» не захотел войти в радость и веселие с заколотым Тельцом (Лук.15:11-32). И званному «наемнику», перенесшему всю «тягость дня и зной», Он сказал «возьми свое и пойди», «или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Матф.20:1-15).
«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Матф.20:16). «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Матф.13:12). Не дай Бог закончить путь свой в христианстве рабом или наемником, хотя все мы с них и начинаем. По крайней мере, должны начинать.
см.ч.1:
http://grgy.livejournal.com/345778.html