«Есть восемь начальственных страстей: три главных: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие; и пять подчиненных им: блуд, гнев, печаль, леность, гордость. Также и из противоположных им добродетелей есть три главнейшие: воздержание, нестяжательность и смирение, и пять за ними следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, - и потом весь ряд добродетелей. Изучить и познать силу, действие и качество, свойственное каждой добродетели и страсти есть достояние не всякого хотящего, а только того, кто делом все испытал и от Духа Святого дарование получил к распознанию и различению их»
Преподобный Григорий Синаит
http://predanie.ru/lib/html/67951.html Подумалось: да, святые отцы учат, что целью христианской жизни является стяжание благодати (силы, света, энергии) Духа Святого - благодати Божией - благодати Пресвятой Троицы. Ведь только благодатию Духа Святого, как говорит Григорий Синаит, христианин сможет истинно распознавать и на деле различать греховные страсти от добродетелей. Но сначала человек должен на деле испытать, то есть распознать в себе, эти греховные страсти, которые прячутся за нашей плотской самоправедностью. Распознать и понять, что без силы Божией, которая подается исключительно по страху Божию, покаянию, вере и упованию на Христа (в Церкви Его), не только никак не стать воздержанным, нестяжательным, смиренным, целомудренным, кротким, радостным, мужественным, самоуничиженным, но, даже, и не понять, что это такое. А без этих добродетелей, которые есть результат исполнения евангельских заповедей блаженств, может ли христианин называться христианином?
Дай, Бог, нам немощным, хотя бы понимать это, и плач покаяния, что не можем на деле быть истинно добродетельными. Плач покаяния по потерянному раю.
см. ч.1; ч.2:
http://grgy.livejournal.com/242430.html http://grgy.livejournal.com/313288.html