«Как связанное с чадорождением удовольствие в законных браках никто не назовет божественным даром, потому что это дар плотский и природный, а не благодатный, хотя природу тоже сотворил Бог, так и познания внешней науки, даже применяемые для блага, суть дар не благодатный, а природный, всем сообща данный через природу от Бога и трудами увеличиваемый, и это - а именно, что без труда и стараний он никогда ни у кого не прибывает - тоже явное свидетельство его природности, а не духовности. В собственном смысле божественный, а не природный дар - наше богомудрие; нисходя свыше, оно даже рыбарей, по Григорию Богослову, делает сынами грома, чье слово разносится до крайних пределов вселенной, и даже мытарей - приобретателями человеков, и даже кипящих яростью гонителей преображает и превращает из Савлов в Павлов, возносящихся от земли до третьего неба и слышащих несказанное (2Кор.12:2-6)»
Святитель Григорий Палама
http://pagez.ru/lsn/0092.php Подумалось: да, богомудрие, о котором говорит здесь Григорий Палама, не может быть природным талантом. Богомудрие (или же истинное богословие) может быть только божественным даром Свыше, талантом от Бога, Который дарует его только всем сердцем и всею душою уповающим на Него, - одному пять, другому два, иному один, каждому по его силе (Матф.25:14-30). Но все ли учители? Все ли богословы? Все ли истолкователи? (1Кор.12:28-31). Нет не все, ибо «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12:4-7). Это понятно.
Да, но только вот смущает богомудрие некоторых богословов, которые своим этим богомудрием хвалятся и тщеславятся, превозносятся и бесконечно спорят, обижаются и мстят несогласным с их богословскими мнениями. А ведь сказано: «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:1-13). Да, без кротости, смирения и любви Христовой богомудрие является просто напросто нашим природным высокоумием, а то и, - если оно еще больше преумножает наше природное тщеславие, - бесомудрием.
Так что, если дал Бог кому-либо талант богомудрия, то он никак уже не может быть без своей родной сестры - кротости и любви. А остальное всё - от лукавого.
см. ч.1:
http://grgy.livejournal.com/301591.html