«Диавол, зная, что сделавшие много зла, когда начнут каяться, делают это с великою ревностию, как сознающие свои согрешения, опасается и боится, чтобы они не начали этого дела, потому что, начав его, они бывают уже неудержимы, и воспламенившись покаянием, как бы огнем, соделывают свои души чище чистого золота, увлекаемые совестью и воспоминанием о прежних грехах, как бы сильным ветром, в пристань добродетели»
Святитель Иоанн Златоуст
http://lib.rus.ec/b/214239/read Подумалось: да, Господь пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лук.5:32). А как же тогда праведники? Что же это - они остаются без призвания? Что же это - не для них звучит призыв: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15)? Неужто на самом деле среди нас есть такие праведники, не имеющие нужды в покаянии? А ведь один грешник кающийся доставляет больше радости на небесах, чем девяносто девять праведников, которые не знают в чем каяться (Лук.15:7). Но даже святые отцы наши, чем ближе они приближались к Богу, тем сильнее они ощущали свою, вернее, нашу общую человеческую греховность, наше падение, пропасть, разделяющую нас и Бога - и тем сильнее они сокрушались, каялись и веровали в Благую Весть, тем сильнее они любили Бога за Его любовь к падшему человеку.
Да, но, а как же тогда праведники, не имеющие нужды в покаянии? А так - они пока остаются без призвания. Остаются до тех пор, пока не почувствуют нужду в покаянии - в покаянии каждый в свою меру, ему отпущенную свыше. Ведь, кто-то раскаивается (изменяет себя) в убийстве, кто-то в воровстве, кто-то в надменности, кто-то в осуждении, кто-то в болтливости, а кто-то раскаивается (потому что думает, что сделал много зла) даже в том, что ненароком кого-то обидел, что повысил голос, что не подставил другую щеку обижающему…
В общем, кому что дано.