«Кто имеет помыслы право-простертыми (благонастроенными), тот отсекает волю свою кротостию, боясь любопрения, как змия; потому что оно низвращает все домоустройство (души - внутреннее), и делает душу омраченною, так что она не видит ничего из света добродетелей. <…> И всякий человек, если не отсечет сей безчестной страсти, не может преуспеть по Богу; потому что за нею следует все злое: нетерпение - от нея, тщеславие - от нея; все, что ненавидит Бог, живет в душе любопрительнаго и высокомудраго, - и все, относительно чего убеждают они сердце свое, что то есть Божие, ложно по всем Писаниям»
Преподобный авва Исаия Отшельник
http://pagez.ru/lsn/0319.php?id=22 Подумалось: да, только тот, в ком действует благодать Божия, может ненавидеть грехи и свои страсти. А в ком благодать не действует, тот даже и не видит за собой грехов и страстей. И чем они страшнее, тем более он их не видит. А что может быть страшнее гордыни, тщеславия, высокоумия, любопрения? Это как раз те самые греховные страсти, которыми пал Люцифер, и которые он постоянно старается навязать нам. В них и есть наша вместе с ним погибель.
Да, человек духовный ненавидит страсти, хотя зачастую по немощи телесности нашей смертной и впадает в них, а человек душевно-бесовской гордыню и тщеславие принимает за личное достоинство и силу, а высокоумие и любопрение за мудрость и ученость.