«Пусть мы немощны и не можем трудиться: но неужели мы не можем и смириться? Блажен, братия, кто имеет смирение; - велико смирение. Хорошо также означил один святый имеющего истинное смирение так: “смирение ни на кого не гневается, и никого не прогневляет, и считает это совершенно чуждым себе”. Велико, как мы сказали, смирение, ибо оно одно сопротивляется тщеславию и хранит от него человека»
Преподобный авва Дорофей
http://magister.msk.ru/library/bible/comment/dorofey/dorof01.htm Да, а ведь некоторые думают, что смирение (смиренномудрие), как величайшая добродетель, достигается в результате трудов. А вот авва Дорофей говорит, что трудиться (как великие подвижники) мы по немощи нашей не можем, но неужели мы не можем смириться?
И подумалось по этому поводу: да, смирение (смиренномудрие), как величайшая добродетель не зарабатывается трудами, а даруется Богом людям, c сокрушенным сердцем, верующим и уповающим только на Христа, Который видит их непреложное стремление всегда быть с Ним. Подается Богом туне так же, как туне подается обращение, сокрушение, покаяние и вера в Спасителя. Даруется, чтобы затем верующий уже прилагал и свои усилия для возрастании в смиренномудрии, через которое только и возможно христианское делание в истинном свете.
Поэтому, думаю, вопрос этот авва Дорофей задает действительно верующим и уповающим на Христа. Ибо истинно верующие и уповающие на Спасителя не могут не смиряться.