«Но ни диавол, ни искушающий, ни искушаемый не заслуживают похвалы: диавол достоин ненависти как делатель зла, ибо он делает это не из попечения (о нас). Искушающий достоин помилования от искушаемого не потому, чтобы он делал это из любви, но как насилуемый и угнетаемый. Искушаемый же за свои согрешения терпит скорби, а не за другого, так что не заслуживает похвалы, ибо он не безгрешен, если же и безгрешен, что невозможно, то терпит в надежде воздаяния и по страху мучений»
Преподобный Петр Дамаскин
http://lib.rus.ec/b/193774/read Подумалось: да, здешняя жизнь наша - спектакль с тремя действующими лицами и исполнителями всего-то: с лукавым, с искушающими, и с искушаемыми. И, если роль лукавого только одному лицу принадлежит, то роли искушающих и искушаемых могут переходить от одних лиц к другим. И, если в языческом и атеистическом мире люди предпочитают роль искушающих, чем искушаемых, то христиане предпочитают роль искушаемых, зная, что через искушающих и искушения Бог очищает и исправляет их, и, поэтому терпят они искушающих и искушения в надежде воздаяния.
Да, Бог, как мудрый постановщик использует таланты исполнителей, чтобы как можно больше искушающих и искушаемых обратились, покаялись, уверовали и исправились. Кроме необращаемого и неисправимого лукавого. А жаль - уж очень хотелось бы, чтобы и он обратился вместе со всей своей братией.