Нечистое сродство и как его избежать

Jan 23, 2012 10:37


«Поелику сокровище смиренномудрия высокотворно и Богу любезно, имеет силу истреблять всякое зло в нас и всё Богу ненавистное; то сего ради не удобно стяжевается. Удобно, может быть, найдешь ты в ином человеке частные некие деяния многих добродетелей, но, поискав в нём благоухание смирения, едва ли найдёшь его. 
Потому много потребно радения и усилий, чтобы стяжать сие сокровище. Писание и диавола называет нечистым за то, что с самого начала отверг он это благое сокровище смиренномудрия и возлюбил гордость. За это одно везде в Писании называется он нечистым духом. Ибо какую телесную нечистоту могло бы учинить существо совершенно невещественное, бесплотное и не членосоставное, чтобы ради этого называться нечистым? Явно, что за гордость и назван он нечистым и из чистого и светлого Ангела, прозван скверным.
…Есть много действий ума могущих снискать нам благий дар смиренномудрия, если не будем нерадеть о своём спасении, как то: воспоминание согрешений - словом, делом и помышлением, - и другое многое, мысленно пересматриваемое, споспешествует к смиренномудрию. Располагает к истинному смирению и то, когда кто вращает в уме непрестанно добродетели ближних, и другие естественные их преимущества превозносит, сравнивая своё с ихним. Видя таким образом ясно в уме своём свою худость и то, сколько отстоит он от совершенства других, человек естественно станет считать себя землёю и пеплом, и даже не человеком, а псом некиим, потому что от всех на земле сущих разумных тварей во всём отстаёт и всех их скуднее и нищетнее»
Преподобный Исихий Иерусалимский
http://hesychia.narod.ru/hes.htm

Да, очень прав здесь (как и везде) преподобный Исихий. У многих людей всегда удобно можно было обнаружить много частных телесных и умственных добродетелей (аскетика, богословствование), но благоухание смирения встретишь не часто. Ведь и нечистые духи стали нечистыми, когда отвергли сокровище смиренномудрия и возлюбили гордость. Вот и мы, также, думаю, даже при наличии многих частных добродетелей, но в душе оставаясь тщеславными и горделивыми - для Бога остаемся нечистыми духами. А нечистый дух тянется к нечистому, как к своему сродному. И в этой временной жизни Бог гордым (нечистым духам) противится и не дает благодати, несмотря на частные добродетели, так и в будущей вечной жизни горделивым придется вечно жить (не жить, а мучиться) без благодати со своими нечистыми духовными сродниками.
Да, но этого можно и избежать, если наряду со многими частными телесными и умственными добродетелями приложить еще усилия и к стяжанию самого главного, без которого уж точно не обойтись - дара смиренномудрия. А что располагает нас к истинному смирению преподобный Исихий очень хорошо показал (смотри выше).

Думы во Христе, Преподобный Исихий Иерусалимский

Previous post Next post
Up