«Смирение есть тот единственный сосуд, в который влагаются перстом Божиим благодатные дарования. Займемся молитвой Иисусовой бескорыстно, с простотой и прямотой намерения, с целью покаяния, с верой в Бога, с совершенной преданностью воле Божией, с упованием на премудрость, благость, всемогущество этой святой воли. При избрании механических способов постараемся поступить со всевозможной осмотрительностью и благоразумием, не увлекаясь пустой пытливостью, безотчетливой ревностью, которая неопытным представляется добродетелью, а святыми Отцами названа гордостной дерзостью, разгорячением безумным. Будем преимущественно обращаться к способам простейшим и смиреннейшим, как к безопаснейшим. Повторяем: все механические способы должно считать не иным чем, как только способами, сделавшимися для нас полезными по причине немощи нашей. Не возложим упования нашего ни на них, ни на количество делания нашего, чтобы не похищено было у нас таким образом упование на Господа, чтобы по сущности дела мы не оказались уповающими на себя, или на что-либо вещественное и суетное»
Святитель Игнатий Брянчанинов
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=201 Вот такой вывод делает святитель Игнатий в своем слове о Иисусовой молитве.
Думаю, и впрямь, как латинянин Варлаам и иже с ним уповали больше на себя, когда, не понимая сути Иисусовой молитвы, отвергали все внешние способы при делании и даже через их критику осмеивали делателей Иисусовой молитвы, так и все, уповающие на способы и методы в делании, наверное, не понимают, что они в таком случае уповают больше на себя, чем на Господа, только смиренным и живущим по евангельским заповедям подающего благодать, которой только и возможно истинное умное делание при помощи способов, разработанных святыми отцами для немощных в делании.
Да, здесь, как и везде, должна быть золотая середина.