Истинные сыны Отчего дома

Dec 10, 2009 13:35

«Я позволю себе указать один пример, где проведенное в моем настоящем письме понятие о Церкви и о таинствах могло бы послужить делу единения и сразу притупить остроту споров и разногласий. Вы знаете, что о действительности англиканских посвящений много было споров у латинян; обсуждается этот вопрос и в церковном богословии. При той постановке этого вопроса, какая ему обыкновенно дается, я считаю безнадежным его бесспорное решение. Вопрос переводят на смутную почву исторических изысканий и сводят его к выявлению, главным образом, исторических обстоятельств рукоположения Паркера. Решается вопрос о непрерывности рукоположения английских епископов. Для меня этого вопроса не существует. По первому правилу святого Василия Великого вне Церкви вообще оскудевает преподаяние благодати и всякое преемство вне Церкви незаконно, так как там мирянин (и даже менее того) возлагает руку на мирянина, не сообщая ему никакой благодати, потому что ее вообще нет и быть не может вне единой Церкви, вне единства тела Христова. Обсуждающие в русском богословии вопрос о законности англиканской иерархии исходят из того будто бы бесспорного положения, что прежние католические епископы Англии были настоящими благодатными епископами Церкви, и по тому для положительного решения вопроса достаточно лишь доказать непрерывность преемства в рукоположении. Но от епископов внецерковного общества, каковыми были католические епископы до английской реформации, по правилу святого Василия Великого, нельзя было получить благодати, которая иссякла в католичестве еще в 1054 году Скажете какой ригоризм! какой мрачный взгляд! как же возможно единение при таком взгляде? Очень возможно и весьма облегчается. По LXXIX правилу Карфагенского Собора, которое я приводил выше, вся англиканская иерархия может быть немедленно принята в сущем сане без всяких ученых исследований и споров. По этому правилу “не должно быть поставляемо никакой преграды единению”, если “очевидна польза душ братии”. Именно “преградой единению” я считаю современную обычную постановку вопроса. Историческое обсуждение вопроса может лишь представлять основания для применения LXXIX правила Карфагенского Собора. Но этих оснований приведено уже совершенно достаточно, и дальнейшие споры подогреваются лишь неправильной постановкой вопроса, при которой на исторических фактах желают утвердить догматическую истину, вовсе с этими фактами не связанную. На этом примере, надеюсь, вы можете убедиться, что изложенное мною учение о единстве Церкви и о единстве благодатной жизни служит делу христианского единения, а не разделения Выше всего поставляется единение с Церковью, прилепление к живому телу единой Христовой Церкви. Для прилепляющегося к Церкви не должно быть важно, кем он был, для него важно и спасительно, что он, соединяясь с Церковью, становится членом тела Христова».
Священномученик Иларион (Троицкий)
http://pagez.ru/olb/373.php

Подумалось: да, для святых отцов древней восточной Церкви, например, для свт. Киприана Карфагенского, свт. Дионисия Александрийского, свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, и других св. отцов, - просто напросто и не существовало такого вопроса, - как о действительности и действенности таинств у еретиков. Обосновывать наличие действительности и действенности таинств у еретических и раскольнических сообществ начали латиняне, а со временем они уже и схоластически обосновали степени действенности, например, таинства крещения у еретиков и раскольников. На основании этих степеней действенности таинств латинские схоласты обосновали и стали вводить, - требуя этого и от других поместных церквей, - чины приема инославных в церковь. Постепенно это привилось везде, но всегда были и те, кто обращал внимание чад Церкви, что отцы Церкви изначально так не считали. Вот, например, св. Иларион (Троицкий) в своем письме Роберту Гардинеру, ссылаясь на святых отцов древней восточной Церкви, твердо стоит на определении, что в еретических и раскольнических сообществах не может быть спасительной благодати, поэтому разговор о степени действительности и действенности таинств у еретиков и раскольников является пустым.
Вместе с тем в Церкви существовала и такая практика, когда, ради «очевидной пользы душ братий, которые в местах своего жительства усмотрены будут всячески содействующими и споспешествующими кафолическому единению», - «не было поставляемо никакия преграды их единению» (из LXXIX правила Карфагенского собора).
Св. Иларион в этом своем письме и пытается объяснить Роберту Гардинеру, что принять отступников и раскольников с любовью и уважением к Себе Церковь может, но признать и войти в благодатное общение с внецерковными сообществами из за того, что у них, мол, по форме таинства действительны, - это исключено.
Отец с огромной радостью и большим почетом принял в свой дом, раскаявшегося блудного сына. И принял таким, какой он есть, не рассматривая степени его отступления, и не определяя чины по его приему в дом свой. Хотя, праведный старший сын и упрекнул за это отца. (Лук.15:17-32). Я думаю, что, если сын есть настоящий сын, то он должен быть только в своем доме отчем, а не в домах на стороне. Потому, истинный сын обязательно вернется, даже и «наблудившись на стороне», потому, что дом для сына только один, где он только и может быть и жить. И если сын опять вернулся с искренним раскаянием в отчий дом, то радость и праздник в доме отчем от этого огромная, а сын блудный без всякого рассмотрения сразу же возводится в самую высокую степень достоинства в доме отца.

Думы во Христе, Священномученик Иларион (Троицкий)

Previous post Next post
Up