Разбор лекции Р. Штайнера о Манихействе. Третья часть.

Jun 30, 2016 23:49



Кроме того, Штайнер, говорит о противоречии формы и содержания, которое он называет противоречием формы и жизни в общем случае, а в частности - противоречием между церковью и  христианством.

Развивая такое понимание в перспективу, он называет августинианство коснеющей формой (старой церковью), а учение Мани -  формой будущего (новой церковью), в которую должно вылиться содержание, оно же якобы подлинное христианство.
Для Штайнера признаками такого выливающегося содержания являются учения, построеные на личном мистическом опыте.

Текст лекции Штайнера: http://philologist.livejournal.com/6522716.html



Но к чему мы придем, если продвинемся по предложенному Штайнером  схеме не только вперед, но и в прошлое, тем более, что он сам  объявляет:
«Всегда то, что является жизнью, бывает охвачено, как формой, тем, что было жизнью в более ранние времена <...> А форма, откуда берется форма (Августинианства.Прим.)? - Она является не чем иным, как жизнью древней Римской империи. То, что в этой древней римской империи еще было жизнью, затвердело в качестве формы».

Еще раз: то, что Штайнер называет жизнью (подлинное содержание) древней Римской империи превращается в форму в католической церкви. При этом все понимают, что между содержанием и формой противоречие носит диалектический характер. Это не есть абсолютное отрицание, поэтому некоторая линия непрерывной преемственности существует:
«Когда эта форма завершена, жизнь преодолевает форму, переходит в зачаток, чтобы затем та же самая жизнь была вновь порождена в новой форме. И таким образом жизнь переходит от формы к форме».

Значит, по мнению Штайнера, некое подлинное содержание, составлявшее жизнь древней Римской империи, было оформлено бывшим манихеем Августином и далее прорвалось в учениях мистиков.
Теперь, соединив это с высказыванием Штайнера о Фаусте Нумидийском, оформлении им новой Церкви, а также с явным родством персонажа Гете и Фауста Нумидийского, можно примерно обрисовать ту новую Церковь («новую форму» - в терминологии Штайнера. Прим.), которую начал строить Фауст Нумидийский, а через столетия это стоительство специфическими исканиями своего героя - доктора Фауста - продолжил Гете и которой, как видно из статьи, был очарован Штайнер.
Это - Церковь Великих Матерей.



Любопытно еще вот что: Матери-Мойры, плетущие ткань жизни, их лица-маски, позы , молчание и обстановка вокруг абсолютно лишены эмоций. Это странно, разве так должен выглядеть творец или хотя бы некто, совершающий столь творческую работу, как плетение настоящей ткани жизни - всех судеб мира? А на что это похоже - скорее на заточение и принуждение, проклятие, наложенное некой, более могущественной силой. Добавьте сюда Фауста, которого, по утверждению Штайнера, призвали освободить себя сами Матери:

«Если мы спросим теперь, что даёт Фаусту возможность вступить в те духовные царства, где он может найти Елену, то нам навстречу звучит: матери, этого желают матери!»
Духовнонаучные комментарии к "Фаусту" Гёте, т.I, GA_272

Надо сказать, что это утверждение выглядит вполне вероятным,  действительно, в чем же еще миссия Фауста ? Неужели Матерям есть какое-то дело до изверившегося ученого, к тому уже почти попавшего в цепкие лапки Мефистофеля? Очевидно, что руками Фауста и его создателя сроится мост от Матерей в реальность Олимпийских богов, мир упорядоченности, патриархата.

И завершает статью достаточно неожиданное признание:
«В этом состоит противоположность, которая развилась в III, IV вв. после Рождества Христова. Она пребывает и находит свое выражение в борьбе католической церкви против тамплиеров, розенкрейцеров, альбигойцев, катаров и т.д. Они все были искоренены с внешнего физического плана, однако их внутренняя жизнь продолжает действовать. Затем эта противоположность вновь проявляется, хотя и в ослабленной, но все еще в довольно ожесточенной форме, в двух течениях, которые родились из самой западной культуры как иезуитизм (августинизм) и масонство (манихейство)».

#Штайнер #Манихейство #Фауст #Матери

Previous post Next post
Up
[]