Оригинал взят у
xacanoff в
О храмах, чувствах верующих и бытовой целесообразности суеверийПрогрессивная жж-общественность вовсю бурлит рассуждениями по поводу очередной госдумской инициативы. Речь, разумеется,
о пресловутом законопроекте 142303-6, который про чувства верующих и их (чувств) оскорбление. Дескать, есть такой общественный институт, как религия, в этом институте гражданам положено отправлять всяческие ритуалы, и любые помехи в отправлении ритуала, включая оскорбление отправителей в связи с отправлениями, должны неукоснительно караться.
Если ковырнуть ситуацию на полштыка глубже привычного для интернет-мыслителей уровня, получается очень интересная картина: любая религиозная организация, и с исторический, и с догматической, и в первую очередь с логической точки зрения - это благотворительный фонд, не более того. Это вообще единственная социальная задача, для которой существуют все подобные учреждения. Никакой другой внятной пользы ни от мечети, ни от церкви нет и не предполагается.
Чем, по большому счету, занимается, скажем, мечеть как локальный филиал глобальной корпорации (я в основном буду исламскими канонами козырять, мне эта тема несколько ближе, чем все остальные). Ведет среди населения агитационно-просветительскую работу - раз. Оказывает отдельно взятым гражданам консультационные услуги - два. Собирает пожертвования - три. Распределяет их - четыре.
Все. И с церковью такая же беда, и с синагогой.
Причем, касательно собранных денег, существуют вполне четкие и конкретные правила их расходования, такой типа финансово-хозяйственный раздел устава. Треть от собранного идет на содержание самой мечети и выплату жалования работникам, чисто те самые 20% на хознужды. Треть - на поддержание в исправном состоянии дорог и мостов на территории ответственности, решение общих для уммы вопросов. Треть - на помощь нуждающимся, как из числа местных жителей, так и из числа, например, путников, попавших в нужду на территории ответственности.
То есть ровно то же самое перераспределение излишков. Никакой другой общественно полезной экономической функции религиозные учреждения не несут. Мечеть, или там церковь, нужна для того, чтобы внутри общества перенаправлялись блага, от владеющих к нуждающимся. Чтобы обществу в целом жилось лучше, чем могло бы быть без этого перераспределения. Церковь нужна для того, чтобы сытые кормили голодных, богатые помогали бедным, чтобы человек, случись чего страшного, не остался со своей бедой один на один. Все то же самое: посредничество плюс воспитательно-просветительская деятельность.
Мечеть и церковь - это местные благотворительные фондики. Настоятель, имам, или как они там еще называются - руководитель фонда, причем, по совместительству, местный авторитет в культурно-этических вопросах и отдельных традиционно поддерживаемых поведенческих нормах. Типа такой районный разводящий с претензией на носителя культурного кода, в данной местности завязанного на религию и прочие обряды. Религиозные учреждения, как и любой действительно работающий благотворительный фонд, обеспечивает решение проблем одних людей за счет других людей и воспитывает в людях желание-готовность поучаствовать, по мере возможностей, в этом решении. Прививает правильные ценности и помогает качественно реализовать потребности, связанные с этими ценностями. Больше, с точки зрения пользы для членов локального социума, эти организации ни за каким хреном не нужны.
И в фонд, и в церковь люди несут деньги, кто сколько сможет. И фонд, и церковь из этих денег должны а) существовать и б) решать чужие проблемы, все. Это совпадения. Отличий всего два:
- религиозное учреждение, помимо факта морального удовлетворения, продает некий неосязаемый, неоцениваемый, недоказанно существующий, но очень качественно распиаренный продукт. Спасение души, место в раю - упаковка неважна, принципиальна суть.
- благотворительные фонды в наше время, с учетом интернета и правил публикации отчетности, на порядок прозрачнее любого религиозного учреждения.
Однако у людей в головах, даже у самых умных и правильных, навалено так много суеверий, что мало кто способен увидеть в религиозном храме элементарный аналог местного фондика, персонал которого может, в случае чего, помочь мудрым советом (что достижимо путем найма в "обычный" фонд команды профессиональных психологов, например). Отчего-то считается, что отнести денежку в храм и пакет ношеного шмотья волонтерам - это ну вообще не одно и то же. Типа, волонтеры - это просто тимуровцы такие, а в храме красная вертушка стоит, как в Кремле, прямая связь с Господом. Почему-то попам и имамам верят гораздо сильнее, чем персоналу благотворительного фонда. Дескать, в фонде обязательно все разворуют, а в храме все обязательно пойдет на дело. Вы видели хотя бы один благотворительный фонд, самостоятельно построивший себе офис в центре крупного российского города, квадратов эдак на пятьсот, высотой в три этажа, с золочеными куполами? Вы видели, чтобы руководитель федеральной ассоциации благотворительных фондов ездил по Москве на майбахе с мигалкой? Если пересчитать дорогие иномарки, принадлежащие директорам благотворительных фондов, и дорогие иномарки, принадлежащие российским попам - как вы думаете, у кого их окажется больше?
Любая религия - это просто пособие по организации собственной жизни. Краткая инструкция о том, как не быть мудаком. Никакой мистики, ничего запредельного: там всем нам воздастся по тому, как мы вели себя здесь. Нет смысла биться лбом в пол и ставить свечи, если ты ни разу в жизни не сделал ничего для другого, просто так, чтобы ему стало лучше, просто потому, что ты можешь, а он - нет. Никакого спасения, никого и ни от чего, не обеспечит ссыпание мелочи в ящик для подаяний, сопровождаемое сумбурным бормотанием слов, смысл которых мало понятен нормальному обывателю. Нет никаких религиозных институтов, требующих специальных охранных грамот, нет никаких особенных чувств верующих, которые нужно защищать. Христос учил любить людей и помогать им, Мохаммед учил любить людей и помогать им. Все религии учат нас одному-единственному правилу: ребята, не будьте мудаками. Все прочие чувства верующих, выходящии за границы этого постулата - ересь, не имеющая отношения ни к вероучению, ни к здравому смыслу.
Сходите в ближайший благотворительный фонд, отнесите туда мешок макарон, порадуйтесь тому, что кого-то ими накормят - это будет лучшим отправлением религиозного обряда в вашей жизни.