Замысел был простой - матрасно подкатить как можно ближе к Эльбрусу (насколько это позволяет 2к.с.), потом через Карачаевск, предгорья, степи и Майкоп выехать на Фишт-Оштенский массив.
Перевалив ГКХ оказаться в Дагомысе. "Просто сказка" подумал я, и поехал (нешуточно накосячив закрывая проекты).
7го сентября прибыли в Кисловодск. За бортом +6. В Челябинске +28. Вернулись в лето!
В Кисловодске долго тупили в поисках газа для горелок (дров в первые 7 дней не предвиделось) и ожидании участников из Москвы и Минска.
Уладив все дела, лихо дергаемся на выезд в сторону Кичи-Балыка. Ого! А 3 дня пива, сна и ничегонеделанья дают о себе знать. Еле едем на минимальной передаче. Все таки 30кг баула на багажнике это неправильно.
Заезжаем в первый микроперевал. Пялимся на барана, тут проходит граница Малокарачаевского района. Облачно. А так отсюда должен был виден Эльбрус. До Долины нарзанов сегодня мы точно не успеем, а значит ночевка будет без воды и уж точно без нарзана.
После Кичи-Балыка кончается населенка и начинаются серпантины. Тяжело. Пешком можно было срезать все эти витки и подняться напрямую. Но с великом это невозможно. Встали на ночевку. Высота кружит голову - 1760м. Проехали/прошли 25км!
Утро холодит. С вечера выключили солнце и сразу дубак. Утром обратно включили - красота и тепло. Небо ясное. А это что за белая штука?! Эльбрус! Все, собираемся и обратно на поезд :)
После перевала Шиджат-Маз пошел спуск в Долину нарзанов. Очень красивый и захватывающий спуск. Рядышком журчит ручей, очень приятно ехать. Теряем почти всю высоту, что с трудом набирали.
В т/б Долина Нарзанов тишина. Оздоравливающихся нету, источник нарзана нету, ничего нету. Охранники любезно пускают на территорию, где мы обедаем. Сдуру сварили 1кг риса на 7 человек! Остатками кормим рыб в Хасауте.
После обеда предстоял набор 600м. Времени до темноты было часа 2,5. В общем, это был самый тяжелый подъем за весь поход. Посящают мысли, что надо менять велотуризм на тачкотуризм - ее и катить проще, да и вообще. Одна радость - деревья. Но и они скоро кончились и мы вышли на плато, где и заночевали.
По утру выяснилось, что вчера немного облажались с водой, у нас осталось 4л на 7 человек + непонятно, когда мы доберемся до воды (хотя на карте этих родников тьма.. внизу). Пришлось немного вернуться и нацедить из проточной лужи. Вода мутная, с привкусом земли. Не нарзан конечно, но пить можно.
На следующий день картина повторилась: скинули всю высоту, после шикарного обеда у воды опять подниматься на следующее плато. Порадовали проезжающие на охоту местные - поили водкой и кормили хлебом с сыром. Очень вкусно.
Вечером вылезли на предпоследнее плато, ночевка с видом на Эльбрус. Расстояние большое, а ледник холодит лицо. Ночью между западной и восточной вершиной загорался огонек.
А вот те холмики перед Эльбрусом на самом деле 3500+ метров.
Спускаемся к притоку Малки. Виден весь предстоящий маршрут, кажется, что легко. Но как минимум половину пути пешком.
Дальше было весело. Нам стали попадаться мертвые гадюки...
...толпы баранов...
и каменная статуя над обрывом (менгир). Вообще, в районе г. Тузлук очень интересные места.
Исторические. Отсюда осталось рукой подать до искомого перевала Кая-Эшик. Надо пройти траверсом г. Тузлук и все. Но народ спекся, убил 2 часа на обед.
Продолжили путь поздно. А тут погода хитрая, с утра солнце и честое небо, после обеда заволакивает. Ну и заволокло. С намеком на дождь.
Едем как ежики, слева обрыв, справа осыпь, но из-за тумана ехать спокойнее, не давит высота.
Туман, кругом туман. Не видать нам Эльбруса. :(
Вышли на перевал Кая-Эшик (хитрость в том, что он ниже нашей максимальной точки 2710 на 150м). Открывается вид на базу МЧСников на северной стороне Эльбруса.
Постояли, подумали. Ночевать тут негде, надо на ту сторону переходить, скоро стемнеет. Пошли в Джылысу. Дорога - как будто тут война богов была. Пару мест с следами перевернутых уазиков (разбитые стекла, следы краски на камнях). Местные явно без башни.
Т.к. Джылысу это курорт, значит пошли следы цивилизации. Но ничего, стараются, везде биотуалеты над пропастью
Спустились к Кызылколу. Тут должен быть мост. А вот и он. Валяется. За 3 недели до нас сошла сель и все смыло - и мост, и облагороженые подходы к источникам нарзана.
Вода бурлит, не переступить. С баулом на спине страшновато. Попробовал баул в руки, разбегаешься и перелетаешь поток. Велики тупо перекидывали.
Строители пытаются устранить последствия сели 2мя ЧТЗовскими тракторами, одним маленьким и вторым здоровенным. Алгоритм прост - мелкий месит грязь, камни, щебень до тех пор пока не закапывается по уши. Подгоняют нашу дуру, выдергивают и все заново. До зимы явно не успеют.
Все спрашивали: "Из Челябинска! А когда ваши тракторы привезут?" :)
Вставать с палаткой тут совсем негде, кругом армейские палатки лечищихся, хибарки ОМОНа и "база". За ночевку содрали по 300руб с носа.
Утром прогулялись до нарзанных ван.
25-метрового водопада Султан.
Приняли в нем душ.
Напоследок взглянули на Эльбрус в облаках и поехали дальше. Точнее назад. А зря, надо было устроить здесь дневку, и не одну. График позволял.
Путь наш лежал на плато Бечасын. Для этого нам надо было опять подняться на плато, спуститься с него в долину и подняться на следующие.
Сказано - сделано.
На Бечасыне был дождь, ветер и холод. Когда-то здесь был развитая сеть хозяйств, с центральным сырзаводом. К каждому хозяйству тянули электричество. Заботились. Сейчас все заброшено, разворовано.
Плато пролетели за день, так хотелось с него убраться уже. Порядком надоели эти луга, хотелось в лес.
Леса пошли на серпантинном спуске к р.Худес. Сказка, родной урал. Наткнулись на Царские ворота (интересно, сколько их всего). Проем в скале, через который ведет основная дорога. Все мосты в районе - деревянные. Но выдерживают груженные лесовозы.
Теряем высоту, выезжаем в предгорья, к слиянию Худеса и Кубани. Кубань здесь красива, не то что от нее остается к Краснодару.
К вечеру выехали в Карачаевск. Так хотелось рвануть отсюда в Домбай... Но что там с вело делать?
На этом интересности закончились. И пошли какие-то катаклизмы. Решили забить на официальный маршрут и ехать побыстрее обратно в горы, а не утюжить для галочки 300км асфальта до Майкопа.
Ловим местного газелиста и сразаем 130км до Псебая экономя 1,5дня. Ехали ночью, и за 2км до Псебая влетаем в лошадку (бухие пастухи гнали табун по дороге в 11 ночи). Отделались легким шоком, газель и конь в мясо. Теперь и в газели буду в шлеме ездить :)
Народ начал уставать. Дневки на равнине устраивать негде. Пошли мысли и разговоры о море. Когда полезли на Лагонаки резко ухудшилась погода. Целый день перлись под дождем, ветром, в тумане. Выпили всю водку. Как дальше? Только на электричке, ну этот Фишт, как-нить потом.
Итого через 11 дней похода разделяемся. Народ в Туапсе, я из Майкопа на автобусе до Волчьих ворот (развилка Анапа-Новороссийск), оттуда уже ночью через Новороссийск вдоль моря в родную Кабардинку.
Что я могу сказать. Кавказ - аццки красивая и колоритная штука. Ну вот какой колорит на Алтае? :)