План лондонского метро (1931)
Лондонское метро открылось в 1863. Долгое время это была только одна ветка, соединяющая Паддингтон и Фаррингтон. Лишь семьдесят лет спустя Metropoliten Line превратилась в разветвленную транспортную систему.
Однако с точки зрения управления лондонское метро нельзя было назвать системой. Оно представляло собой конгломерат из 165 независимых субъектов, которые обслуживали метро и автобусные линии.Все они имели свой персонал, униформу, расписание движения и т.д. И, что самое ужасное, в этом сообществе царил дух нездоровой конкуренции. Так продолжаться не могло, и в 1931 году, с целью централизации и упорядоченности управления лондонским транспортом, была основана компания London Transport.
Её директор основатель Франц Пик, будучи приверженцем социалреформистских идей Джона Раскина, был уверен, что столь крупное предприятие может успешно сосуществовать лишь обладая системой внутренней связи и ее знаковыми выражениями. Пик здраво рассудил, что самый простой и действенный способ объединить разрозненные субъекты таится в разработке единой визуальной концепции компании. Эта концепция включала в себя все: таблички, указатели, схемы, окраску составов, униформу, решение интерьеров, архитектуру станций и многое другое.
Каллиграф Эдвард Джонстон разработал основы стиля: цвет, лого и корпоративный шрифт. А электрик Гарри Бек придумал новый способ составления плана метро. В основу этого способа легли принципы составления электрической схемы. План представлял собой не реальный, а абстрактный вид Лондона. Без привязки к реальному масштабу. Насыщенный станциями центр был в большем увеличении, а окраины в меньшем. Прямые линии и повороты на стандартный угол в 45 градусов позволяли легко считывать и запоминать план метро и без труда ориентироваться в паутине линий. Именно эти принципы и легли в основу составления современных транспортных схем. А Франку Пику принадлежит если не первое, то одно из самых первых успешных воплощений идеи Corporate Identity.
В журнале помещена карта 1933 года. Наверно, из соображений эстетичности,
но я таки нашла ту самую 31 ого. Живая красота с историей, так сказать )
(с) журнал designer 01/01 2001 года