Aug 11, 2016 00:13
Аналитика
Люди
Требования
Настраиваемые фичи
Источник требований
Сроки и качество
Продажа себя
Люди.
Это первая глава и поэтому она самая важная.
Не ресурс, не человеко-часы или человеко-дни, не сотрудники, а люди. Потому что проект делают не инструменты, не методологии, а именно люди. У вас могут быть прекрасно отстроенные процессы, но, если ваши аналитики вяло и бессистемно спрашивают заказчика о внутренних документах - вам не построить проект.
Что требуется от хорошего аналитика? Уж точно не знание BABoKa, ITIL и прочего. Его задача - понять то что нужно его заказчику. Заметьте не то, что просит заказчик, а то что ему реально нужно. И для этого нужно влезть к нему в печень, и возможно не ему одному. Хороший аналитик спрашивает не что нужно его клиенту, а зачем ему это нужно. В этом его отличие от парикмахера, официанта и проститутки, хотя все они, включая самого аналитика, предоставляют услуги по удовлетворению клиента. И поверьте, для понимания, что реально спасет клиента, есть только один инструмент - спросить, что болит. Именно так. Не как должна выглядеть экранная форма по вводу данных в любимую заявку клиента, а что у вас болит, Даже если у вас есть законченный предпроект, даже если бизнес-цели и бизнес-проблемы описаны в прекрасных официальных документах, в первую очередь аналитик спрашивает, что мешает жить его любимому клиенту. Кстати клиент, заказчик, его РП, бизнес-эксперты, бизнес-аналитики и даже ассистентки проектов - все они любимые, потому что иначе в душу не влезть. Если вы пытаетесь описать требования для человека, которого вы недолюбливаете, то придя в столовую вам достанется салат, которые приготовил повар-мизантроп и вы обязательно подавитесь им, хоть все ингредиенты и порции будут соблюдены.
Как я понимаю, от аналитика требуется всего три умения:
1. Говорить с китайцами на китайском.
2. Из А получать не только БВГД, но возможно и BDEF.
3. Быть открытым и быстрым.
Теперь подробнее.
Говорить с китайцами на китайском означает говорить с клиентом на одном языке, том, которым владеет клиент. Без этого понять его, увы невозможно. Как в старом анекдоте, когда приходит в банк немного ошалевший мужик, и начинает с матом требовать открыть счет, что-то вроде - "я блять хочу блять открыть в вашем сраном банке гребанный счет. Вот блять мои деньги", девушка за кассой, в белой рубашке, краснеет, требует его прекратить материться, вызывает директора отделения, приходит мужчина по 40 в костюме, идеально руководящий отделением, спрашивает у клиента (не у девушки ), в чем проблема, тот сообщает - "я блять только что выиграл миллион долларов блять и в полном ахуе хочу их куда-то деть" и директор спрашивает "и что эта блядь дура еще не открыла вам счет?". Пример конечно утрированный, но аналитик не пытается грузить своего заказчика своими крутыми знаниями. Если клиент говорит, что вот в этом месте запупырка выгружает бермудский треугольник, то аналитик спрашивает, как запупырка это делает и что она потом делает с выгруженным бермудским треугольником. Без этого аналитик не поймет заказчика, а заказчик не поймет встречных вопросов.
Второй пункт - это умение мыслить латерально (кто хочет может погуглить), и умение делать логические связки. Без этого нельзя полностью понять, что происходит у заказчика в его жизни, наполненной реалиями российского бизнеса. Здесь сложно привести жизненные примеры, но заказчик обычно не профессиональный storyteller, информацию из него нужно вытягивать. И если потом вы увидите, что между вводом данных и выгрузкой отчета вы не построили шаг по ручной корректировке данных, то заказчик будет искренне неудомевать, почему вы этого не сделали, ведь это очевидно! А заказчик всегда прав, потому что у него бабки.
Кстати здесь еще одна ловушка для многих, не только для аналитиков. Если вы приходите и говорите, что все должны стремиться к профессионализму, быть вежливыми, думать за других, предугадывать проблемы, отвечать за свои слова и решать проблемы вместо их создания, то засуньте себе это мнение глубоко-глубоко в … скажем туда, где уже должны лежать обидчивость, желание работать с 9 до 6 и ожидания порядка от работы. Заказчик никому ничего не должен. В лучшем случае он платит деньги. И если он не сказал, что в требованиях по выгрузке отчетов спрятана маленькая olap-система, то ни в коем случае он не виноват. Просто потому, что у него есть деньги и он в вроде как пока готов вам платить. Требовать что-то от него, также глупо как требовать от курицы, несущей золотые яйца, что она несла их по расписанию и в два раза больше. Не нравится? Ищите другую курицу, к этой наверняка уже выстроилась очередь страждующих.
Третий пункт будет наверно лучше освещен в главе "Сроки и качество", но в целом аналитик, это не интроверт-романтик, медитирующий над задачей как лучше описать колебания тусклого огня тоненькой свечки в темной комнате. Его задача быстро и качественно вытащить из заказчика ответы на свои вопросы. Фразы вроде - давайте сегодня обсудим первую половину главы ваших требований и в течении месяца обговорим все возможные вариации вашего бизнеса обычно приводят к раздутию скоупа в несколько раз. Лучше как можно быстрее разбить требования на кусочки и быстро их отстреливать на разработчиков. Бизнес заказчика не стоит на месте, сам заказчик не знает, что будет завтра. Долгое сюсюканье над выбором цвета шапки заглавной страницы намного опаснее, чем дать настраиваемый параметр заказчику и вытащить все это на пром. Для конечного пользователя множество настроек - это иллюзия управления системой - пусть тешится.
пуск_аналитика