Меметика-3

Feb 27, 2019 20:17


Возвращаясь к существованию и развитию мемов, как единиц культурной информации, обитающих в системе фильтров, которыми по сути являются нейронные сети, как впрочем, и все иные сети обработки и передачи информации, нельзя не отметить тот факт, что на условия существования мемов должны быть наложены временные ограничения. Разъяснением этого вопроса сейчас и займемся.

Во-первых, мем - структурная единица культурных данных, а значит, социальные феномены, влияющие на изменение культурных пластов и традиций должны давать вклады  на этапы зарождения, коренного изменения и периода полураспада мема, как отклика на культурное явление. Как воспринимает культуру общество на протяжении, например, периода смены поколения?



Влияние на культуру в этот 30-50-тилетний промежуток времени могут оказать природные и/или антропоморфные факторы. Гибель Помпеи от извержения Везувия оказало на культуру этой самой Помпеи настолько сильное влияние, что вся культура в ней просто остановилась. Вместе с существованием этого городка на склоне горы. Для тех же, кто выжил и успел убежать был шок и нервный срыв, от которого они уже никогда больше не оправились. Остальные соседи потом долго рассуждали на тему божьей кары или гнева Вулкана, которому помпеяне перешли дорогу, оставляя в памяти такие мемы, как картины или легенды. Но, такое мощное природное явление, полностью разрушившее локальный культурный пласт не могло ни привести к глобальному изменению культуры - появилось разумное опасение, что жить на склонах вулкана опасно, и люди стали жить с чувством этой опасности, как первые лишившиеся жабр рыбы миллионы лет назад выползшие из воды в поисках пищи, с чувством новой опасности от недостаточной силы плавников, которые начали использовать для перемещения по суще. Мем от природного артефакта пустил связи в обществе и потом еще долго в соседних деревнях пытаясь устрашить младенцев перед сном им говорили «не будешь спать - придет ночной Вулкан и заберет в подземную обитель».

Войны, эпидемии или неурожаи также включали механизмы создания и запоминания мемов, предостерегающих от вовлечения того или иного социума от в такую активность, которая бы на протяжении жизни (периода полураспада) поколения полностью бы выкосила данное общество. И если спартанцы готовились к войне, сознательно с детства, с соответствующими мемами, дошедшими до нас в виде лаконик типа «со щитом или на щите», то остальные, менее милитаризованные культуры воспроизводили мемы в виде законов, а также культурных и религиозных запретов, позволявших распространять мемы на период дальше, чем одно поколение.

Во-вторых, как всякий порядочный информационный сигнал, мем распространяется вместе с сопутствующим шумом, который, преодолевая некоторый порог, вытирает мем из памяти культуры, вызывая смутное непонимание большинства носителей, которые не воспринимают, что фразу «электрон так же неисчерпаем как и атом» написал вовсе не физик, а недоучившийся адвокат, с целью разделить два неявно борющихся за одну цель, социалистические политические направления - меньшевиков и большевиков, оттащив их от философского спора в дебри спора за власть в текущей ситуации.

В этих, выше перечисленных предположениях условий динамики мемов, имеет смысл применить важную теорему из теории информации, известную по имени ее создателей Котельникова-Найквиста-Шеннона, утверждающую, что любой   мем   сигнал, состоящий из разных периодов длительности  можно передать непрерывно с любой точностью при помощи чисел, следующих друг за другом с интервалом, напрямую связанном с наименьшим периодом длительности исходного мема   сигнала.

Означать применение этой теоремы будет то, что мем, являющийся откликом общества на смесь культурных, политических, религиозных и природных событий, например такой мощный как «Иллиада» Гомера, будет передавать  такие потоки информации, которые могут быть сравнимы по длительности с временами существования не только порядка нескольких поколений переживших и помнивших войну, но также поколений составляющих карты культурных связей воссоздающих социальные структуры на основе мифов и мемов, возникших в культуре исключительно на феномене многослойности и/или периодичности этого мема . Троя, открытая археологом Шлиманом на основе информации, полученной из поэмы -  именно факт подтверждения возможности применения этой теоремы .

И, в завершении, отмечу, что вопрос, о том, какие особенности на изменение потоков информации, и, как следствие, на периоды полураспадов мемов, практически связанный с фильтрами сетей, практически не затронутый в этом топике, будет завершен и выложен в некоторое неопределенное время, впрочем, гораздо меньшее, чем то сколько сочинял слепой певец свое вечное произведение, которое знали наизусть почти все свободные греки после создания «Иллиады»

Previous post Next post
Up