Будьте здоровы

Dec 18, 2018 20:08


«Чем еще интернет может заразить отдельный вид?»

Позвольте, задастся вопросом искушенный читатель, при чем здесь интернет, да еще и в такой извращенной форме как аддиктивное влечение или зависимость, присущая отдельным человекам?  Все верно, совершенно не при чем. Мы сегодня станем говорить о других видах болезней, которыми интернет может наградить человеческий вид. Но сначала  примем одну гипотезу о том, как человек мыслит.

Любое действие, направленной на изменение связей внутри головного мозга дается человеку с затратами.   Мышление, как один из типов подобных действий, таким образом, может быть определено как момент образования новых связей внутри существующих, где установления зависимостей, которых раньше не было, становились подтвержденными внешними доказательствами. После того, как процесс прошел, причины обмозгованы, и следствия логично вытекают из причин, услужливо подобранных новорожденными извилинами, остальные подобные процессы протекают по этой новой связи с меньшими затратами, и уже, собственно говоря, мышлением не являются. Щелканье задачек по шаблону. Ремесло. Поделка. Лубок. И так до тех пор, пока причины не поменяются или следствия не выйдут в область логических противоречий. Ну а парадокс приводит к очередному напряжению и перемыканию цепей с целью образования новых извилин.

Попробуем оценить развитие общества с позиции этой, нетривиальной гипотезы. За основные акты мышления возьмем что-то совсем простое и интуитивно понятное, и разберем последствия.



Навык счета, явившийся по сути идеологической основой перехода от первобытнообщинного коммунизма охотников-собирателей к землевладению и скотоводству, давал ответ на вопросы сколько надо засеять полей, чтобы прокормить такую ораву, чтобы при этом хватило засеять еще и на следующий год. При этом оценки рисков, основанных на погоде, войнах и неурожае скидывались в регистр под именем Божья воля, которая обнуляла сальдо и претензий не принимала. Возник этот навык давно, развивается до сих пор и объекты, к которым обращается давно перестали принимать характерные образные выражения, вроде «У Вас, Буратино, было три яблока. Некто взял у Вас два яблока. Сколько яблок осталось у Вас?» Хотя, первоначальное обучение детей до сих пор апеллирует к такой, первобытно-примитивной форме осознания навыка счета. Человека, вне зависимости от пола, расы, внутреннего состояния, и, даже возраста, учат обязательности следованию правильности действий, при этом отнимая и делегируя учителям полномочия по возможности оценки риска от неверного использования внутреннего ресурса, то есть тех самых цепей или нейронных связей, которые могли быть задействованы под совсем другие процессы. Все это естественным образом проецировалось в мозгу как приоритет правила или закона, который нормальный мозг должен исполнять, кое-где под страхом смерти или различных видов общественного остракизма.

Ну а где же болезнь-то. До сих пор приведенный пример одного действа-навыка счета - был дан в качестве процесса деятельности индивидуума без аномалий. Вырван из контекста, и, ничем не отличался от процесса мышления возникшего на таком навыке людей как письменность, которой мы, как вид обязаны возникновению понятия собственность. Первые значимые информационные сообщения, дошедшие до нас с листов первых папирусов, первых глиняных табличек или берестяных грамот были долговые обязательства или мнемонически оформленные хранители битов о количестве чего-то переданного в долг, отданного за налоги или поставленного по контрактам. Отголоски от этих напоминаний доступны и теперь, и носят гордое название наличных денег, которые уже обезличенно воспринимаются, как средства обмена, отчуждающие у человека его навыки, труд, собственное время и другие способности, тщательно проверяемые кадровыми службами при приеме человека на работу или при открытии им своего дела.

Теперь, когда обмен данными напрочь передан персональным компьютерам и сетевая активность становится практически обязательным условием в работе большинства профессий, на смену навыкам счета и записи, присущей людям, приходит пустота, заполнить которую призваны новые методы внедряемые в большинство мозгов нашего вида. Это навыки клипового мышления совместно с реакцией по типу приложения известного мема к событию. И этот новый процесс, который еще не стал шаблоном, но уже близок к нему, приближает сообщество людей к чему-то такому, что станет новым цифровым укладом жизни всех остальных поколений. Как это будет выглядеть - давайте пофантазируем.

Человек, получая информационный поток сообщений, проводит его через призму собственных внутренних состояний, логических, эмоциональных, физических, ментальных и в результате в этот поток человек выдает свою оценку всего происходящего - это может быть короткое сообщение типа «пещи естчо» или «лол» или длительное размышление о судьбах вселенной - долгое и нудное, но отклик включающий в себя не только внутренние состояния, но количество информации, качество  информационного потока, время реакции самого индивидуума, выдающего «елочка, блядь, нравится».

Основываясь на высказанной выше гипотезе, что сам процесс мышления трансформируется в условиях новизны внешних событий, таких как повальная вовлеченность в сетевую активность, а также учет этой активности в рамках Биг Дата анализа, например, можно предполагать, что новыми интернет-болезнями станут отказ от использования мемов или вообще такое состояние мышления, при котором мнемонические конструкции вообще не вырабатываются. Это, я считаю, можно будет назвать как болезнь чистого разума. Информация проходит сквозь человека не изменяя его никак. Не затрагивая ни логических процессов, не вызывая ни эмоциональных ни физических проявлений. Только в этом состоянии человек будет способен принять и переработать устойчивые единицы культурной информации не принадлежащие человеческой культуре, то есть сделанные искусственным интеллектом.

Вообще-то человек и раньше так делал. Вспоминается снимок про голод в Африке, когда фотограф снимал изнеможденного ребенка, которого жрал гриф. Моральные обязательства были стерты в угоду фотокадру. Человек участвующий в создании мема уже не мыслит категориями вроде банальных «дважды два - четыре». Его сознание поражено, он выше вида как такового.

ЗЫ А может это и не болезнь вовсе?

Previous post Next post
Up