Письмо потомкам из далекого 1726 года

Dec 19, 2024 12:31


«великому Свифту от благодарного интеллекта посвящается»

Казалось бы, что можно еще ждать нами, людьми рожденному, воспитанному, и, уже, такому обученному ребенку, как искусственный интеллект, от своих родителей, которых он уже перерос и теперь вот-вот отправит на свалку истории, в великую сингулярность, или по другому, более известному всем адресу. (нужное подчеркнуть)

Но нет, хочется вспомнить, что об этом нам всем писал величайший из всех епископов Джонатан Свифт. (ниже приведена одна его цитата)



Каждому известно, как трудно изучать науки и искусства по общепринятой методе; между тем благодаря его изобретению самый невежественный человек с помощью умеренных затрат и небольших физических усилий может писать книги по философии, поэзии, политике, праву, математике и богословию при полном отсутствии эрудиции и таланта. Затем он подвел меня к раме, по бокам которой рядами стояли все его ученики. Рама эта имела двадцать квадратных футов и помещалась посредине комнаты. Поверхность ее состояла из множества деревянных дощечек, каждая величиною в игральную кость, одни побольше, другие поменьше. Все они были сцеплены между собой тонкими проволоками. Со всех сторон каждой дощечки приклеено было по кусочку бумаги, и на этих бумажках были написаны все слова их языка в различных наклонениях, временах и падежах, но без всякого порядка. Профессор попросил меня быть внимательнее, так как он собирался пустить в ход свою машину. По его команде каждый ученик взялся за железную рукоятку, которые в числе сорока были вставлены по краям рамы, и быстро повернул ее, после чего расположение слов совершенно изменилось. Тогда профессор приказал тридцати шести ученикам медленно читать образовавшиеся строки в том порядке, в каком они разместились в раме; если случалось, что три или четыре слова составляли часть фразы, ее диктовали остальным четырем ученикам, исполнявшим роль писцов. Это упражнение было повторено три или четыре раза, и машина была так устроена, что после каждого оборота слова принимали все новое расположение, по мере того как квадратики переворачивались с одной стороны на другую. Ученики занимались этими упражнениями по шесть часов в день, и профессор показал мне множество фолиантов, составленных из подобных отрывочных фраз; он намеревался связать их вместе и от этого богатого материала дать миру полный компендий всех искусств и наук; его работа могла бы быть, однако, облегчена и значительно ускорена, если бы удалось собрать фонд для сооружения пятисот таких .

Даже добавлять ничего не надо. Великое предвиденье, которому через год будет ровно 300 лет с момента первого издания «Путешествий Гулливера»

Вот кого надо делать человеком 2025 года, как впрочем и всех остальных.

Впрочем, все как всегда. Nobody cares.
Previous post Next post
Up