Dec 08, 2012 13:36
Евгений Корняг. Надо будет запомнить это имя..."
"Господи, да что же они курили то такое?"
"Мозг вынесен окончательно"
"Мне кажется, что медсестра олицетворяла Ансипа..."
(высказывания зрителей после спектакля в гардеробе)
"Можно я буду Моцартом" можно со полной уверенностью назвать если не лучшей, то по крайней мере одной из сильнейших постановок за последние лет 5-6 в Русском театре. Время от времени Русский театр выпускает спектакли, которые точно не предназначены для публики,предпочитающей классический театр с декорациями и костюмами. Эти постановки выносят мозг окончательно и заставляют в голове перебирать сцены ещё несколько часов спустя, после окончания представления, и даже на утро, то есть когда я пишу сейчас моё мнение, заставляют думать и прокручивать те или иные мизансцены постановки. В театре на моём веку таких постановки до "Моцарта" было две, это "Анна Каренина 2" в постановке Владимира Епифанцева и наимощнейшая и обалденнейшая "Коллекция" моего учителя Александра Дзюбы. Теперь к ним я могу причислить и постановку "Можно я буду Моцартом?" с полной уверенностью.
Спектакль практически пластичный, разговоры сведены к минимуму. Действие происходит в психиатрической клинике. Уже начало спектакля полагает, что зрители сами находятся в дурдоме, когда под музыку Моцарта в зале начинают появляться среди зрителей умалишённые, которые начинают трансформироваться в пациентов, и в итоге оказываются на сцене, которая из себя представляет комплекс длинных лапм, установленных по стенам, в центре которой кабинка медсестры, контролирующей поведение больных. Больше всего в спектакле я уловил мотивы из "Полёта над гнездом кукушки". Наверное это потому что Кен Кизи написал одно из моих любимейших произведений в моей жизни. Надо отметить пластику актёров. Я не знаю, как Корняг загипнотизировал ребят, но то, что они вытворяют на сцене, это уму непостижимо. Не хочу спойлерить, но сцена со снами, сцена в душе, сцена с лечением пациента, и финал заставляют мурашки на спине не просто пробегать, а танцевать вальс в районе позвоночника.
Я солидарен с Борисом Тухом в том, что Ксения Агаркова за последнее время сыграла в этом спектакле одну из лучших своих ролей. Власная женщина,которая контролирует пациентов, нежным мягким очаровательным голосом, которому хочется рассказать не только свои сны и и все потаённые секреты, при этом, голос обладает внутренним металлическим стержнем, который хочется обойти, но он по-любому достанет теб, где бы ты ни был и куда бы ты не не спрятался. Голос гипнотизирует, зомбирует, магически привлекает и убивает. Привет, о Каа в белом халате!!! Особенно обалденно выглядит метаморфоза медсестры, когда она на сцене является элегантной, очаровательной, красивой и стройной, а потом , появляясь в своей кабине, начинает превращаться эдакую паучиху или я бы лаже сказал в королеву Чужих. Как это сделано-я не знаю, но я это видел своими глазами. До мурашек. Снимаю перед Ксюшей шляпу, и при встрече целую ей руку. Браво, Ксения!!!
Отдельно хочется отметить звуковое (именно звуковое, а не музыкальное) сопровождения спектакля. Саша Жеделёв построил такой атмосферный саунд, который даже иногда говорил за актёров те монологи, которые персонажи не могли говорить, эдакие мысли за них я бы сказал. Я думаю, что сашу в программке и афише надо было обозначать не как композитор, но как "создатель атмосферы". Новая должность. Бьёт до самых пяток, хочешь ты этого или нет. Браво Саша!!!
Смотреть или нет решать каждому, но я понимаю, что через пару месяцев, я снова пойду на этот спектакль, потому что хочется снова пережить те ощущения, что я получил, и что бы этот миксер в моей голове снова заработал бы, приятно щекочя внутренние стенки черепа.
Спектакль великолепен! За последние 10 лет Русский театр не встряхивался так, как он сделал это в этой постановке. 10 баллов из 10-ти.