Примечание 32:
1.41(2) - 42(1). Восседающая то на спине льва, то на трупе, // То четырехрукая и цветом подобная молодой туче (siMha-pR^iShThesamArUDhAM kadAchich chiva-vAhanAm // chaturbhir bAhubhir yuktA navIna-jalada-prabhA) - в первом случае Богиня предстает в облике Дурги, чьим ездовым животным (vAhana) является лев, во втором - как Кали, изображаемая стоящей на трупе, в третьем как Вишну. Согласно Свами Шивананде, лев служит ездовым животным Дурги и, символизируя грубую жизненную силу, обозначает контроль Богини над этой силой [Шивананда 1999: 202]. Д. Нельсон указывает также на два другие варианта истолкования: лев означает либо ярость Богини, либо принцип дхармы (последнее - согласно Вайкритика-рахасье (30)) [In Praise of the Goddess 2003: 72]. Интересно отметить, что в аккадской мифологии лев служит символическим животным богини Иштар, и один из наиболее распространенных эпитетов ее - «яростная львица» [Мифы 1991: 595]. Что касается трупа, то Д. Кинсли приводит три интепретации стояния Кали на трупе (подразумевается, что это труп Шивы). Согласно одной из них, это символизирует преданность богине её почитателей. Принеся в жертву себя, они становятся подобными трупу. Согласно другой, Шива представляет собой Пурушу, мужское и пассивное начало, в то время как Кали - активную и деятельную Пракрити, женское начало (см. примеч. 6). Таким образом, Кали и Шива вместе символизируют высшую реальность. Есть еще и третья интерпретация: данная поза символизирует те средства, с помощью которых человек «воссоздает» вселенную для того, чтобы пережить блаженный союз Шивы и Шакти [Кинсли 2008: 118]. А по мнению Д. Фроули, труп, на котором находится Кали, может также означать инертную природу материи, лишенной жизненной силы [Фроули 2006: 74].
Я, в меру своей испорченности, или осведомленности - впрочем, иногда это одно и то же - сразу же подумал про трамплинг. Такова сила архетипа, что он воспроизводится людьми, сознательно никогда не знавшими о нем.