5-й диалог, или Рвущаяся ткань

Mar 27, 2015 11:18

Это был последний подъем. Прославленный отшельник жил как бы при монастыре, но в то же время отдельно от него. Поэтому от ворот, где дежурный монах выслушал просьбу мальчика, и обменявшись таинственными знаками посредством зеркал, отражающих солнечные лучи, сказал "он тебя примет", пришлось взбираться в гору еще добрых полкилометра. Но всякий путь когда-нибудь кончается.
После церемониального поклона отшельник указал ему место напротив.
- Я... учусь в гончарной школе, - начало далось легко, вот дальше пойдет труднее, - и... нашему классу выпал совсем плохой наставник. Грубый, крикливый. Нам говорят, - заторопился мальчик, будто его вот-вот прервут, - что строгость полезна. Только это про разумную строгость. Сделал плохо - ответь, разве я не понимаю? А если накричат одинаково, хоть старайся, хоть нет, тогда зачем стараться?
Отшельник не выразил ни согласия, ни протеста.
- Родители повторяют как заведенные "не может быть, ты чего-то не понимаешь". Боятся, или... знают, что бесполезно. Этот наставник участвовал когда-то в создании вазы, принесшей городу награду на столичной выставке. Я думаю, просто стоял рядом, он и гончар-то никудышный. Да даже если бы тогда был хорошим, сколько можно этим пользоваться?
- Я заметил твой браслет, - сказал отшельник вроде бы без всякой связи с предыдущим.
- Да, мой младший брат прошел Посвящение Четырем Стихиям неделю назад.
- Это красивая церемония. "...И, как птица, поднимешься в небесную высь..."
- "...и, как рыба, спустишься в глубины морские, и, подобно кобольду, исследуешь недра земли, и, обретя свойства феникса, не сгоришь в огне", - подхватил мальчик. Он хорошо помнил текст.
- Твой брат действительно обернулся птицей и воспарил к куполу?
- Нет, - на лице мальчика выразилось недоумение.
- Значит, ведущий солгал?
- Нет... Он сказал правду, но не буквальную...
- Значит, есть правда факта и правда ритуала?
- Да, - мальчик не называл это так, но, услышав, согласился.
- Я вижу, ты искренен. Примем за несомненное, что твой наставник гончарного дела вправду так плох. Это правда факта.
- Да. Но разве тут есть другая?
- А ты думаешь, что нет?
- Нет. Школа существует, чтобы нас учить. Урок - это не ритуал.
- И для того, чтобы учить, тоже. Ритуалы пронизывают человеческую жизнь, без них люди перестали бы быть людьми.
- Значит, когда мои родители говорят, что наставник всегда прав...
- ...они говорят о правде ритуала, - закончил за него отшельник.
- Как же могут две правды противоречить друг другу?
- Я хотел бы, чтобы они не вступали в противоречие никогда, - отшельник вздохнул, явно вспомнив о чем-то своем. О чем-то очень и очень нелегком, - но жизнь меняется быстрее, ритуалы не поспевают за ней, и ткань бытия как бы рвется. Ты угодил как раз в место разрыва.
- Если кто-то видит только правду ритуала, выходит, что он лжет, - заметил мальчик.
- Да. Но правда факта тоже способна тебя подвести.
- Как? - мальчик был ошеломлен, - факт... ну это же факт. Это просто то, что есть.
- Если бы ты задался целью вспомнить о своем наставнике что-то хорошее, оно нашлось бы?
Мальчик скривился, не желая признавать, и все же ответил:
- Мы ездили всей группой... много раз... во всякие интересные места. Он мог бы не делать этого, не возить... но делал.
- Вот и ответ. Ритуал соединяет тебя с другими людьми. Выбрав одну лишь правду факта, ты постепенно, сам того не замечая, начинаешь подбирать только те факты, которые тебе удобны, и задвигать в дальние уголки памяти неудобные. Тот, кто далеко ушел по этой дороге, может вообще начать отрицать неприятные ему вещи, и выдумывать несуществующее, если оно приятно.
- А если ритуал уже нарушен другими? Нарушен настолько, что его все равно что нет?
- Совета на все случаи жизни я тебе не дам. Иногда стоит терпеть, чтобы не подвести кого-то. Иногда - взбунтоваться, - отшельник вновь подумал о том, чего вовсе не хотел вспоминать, - ты и только ты решаешь, какая из правд главнее здесь и сейчас.
- Благодарю.
"Интересно, как он стал отшельником?" - думал мальчик на обратном пути.

этика

Previous post Next post
Up