про "ведомственность" и "местничество"

Nov 15, 2014 10:57

Еще в советские времена в рамках государственного управления боролись две конкурирующие тенденции - "ведомственность" и "местничество". С одной стороны, иерархия, когда все более-менее значимые решения принимались в Центре, а на местном уровне действовали исполнители, которых порой меняли как перчатки. С другой стороны, местные лидеры, выступавшие в качестве вето-игроков по отношению если не к Центру в целом, то к отдельным его представителям и ведомствам. Баланс этих тенденций неоднократно менялся под воздействием волн репрессий в сталинскую эпоху и экспериментов с совнархозами и разделением партийных комитетов на индустриальные и аграрные во времена "оттепели". Политика "стабильности кадров" при Брежневе постепенно смещала баланс в сторону усиления "местничества", а радикальные трансформации эпохи перестройки и последующий распад СССР нанесли по "ведомственности" тяжелый удар. 1990-е годы в России стали триумфом "местничества", когда центральному правительству приходилось ad hoc договариваться с влиятельными боссами на местах. В 2000-е годы маятник качнулся в обратную сторону, и к середине 2010-х "ведомственность" в форме "вертикали власти" приобрела влияние, какого не имела с советских времен.

Принципиальное отличие состоит в том, что если КПСС как "руководящая и направляющая сила советского общества" худо-бедно ограничивала обе тенденции и отчасти микшировала усугубление проблем принципал-агентских отношений, то в постсоветские времена укрепление персоналистского режима в России повлекло за собой усиление автономии федеральных ведомств в отсутствие политической подотчетности. Таким образом, дисбаланс усиливается, создавая эффект "сжатой пружины", а попытки повысить эффективность "вертикали власти" как механизма управления лишь осложняют проблемы. Импульсы частичных и половинчатых реформ системы управления вместо ее демонтажа на фоне дефицита средств (а этот дефицит в ближайшие годы лишь усилится) задают стимулы для неоправданных, но вынужденных шагов на средних этажах "вертикали власти" (примерами могут служить путинские "майские указы" 2012 года, спровоцировавшие непродуманные преобразования в среднем образовании и здравоохранении). Иные способы повысить эффективность "вертикали власти" и снизить риски проблем принципал-агентских отношений - например, путем конкуренции между субнациональными агентами (как в Китае) - в России, похоже, не обсуждаются всерьез.

"Пружина", однако, не может сжиматься до бесконечности, если только центральное правительство не прибегнет к систематическим репрессиям в отношении нижестоящих этажей "вертикали власти". Рано или поздно она лопнет...

история, политическая наука, российская политика

Previous post Next post
Up