куда едет крыша

Aug 30, 2014 20:15

Со времен знаменитого высказывания Ангелы Меркель о том, что Путин утратил связь с реальностью, мнение о том, что у Путина поехала крыша, становится все более распространенным. Описание симптомов болезни фрау канцлер дала, кажется, верное, но вот диагноз этот - не про физическое или психическое здоровье, а про политическое.

"Связь с реальностью" в самом общем виде сводится к тому, что тот или иной политический деятель и его/ее штаб тщательно анализируют поступающую к ним информацию как основу для принятия рациональных решений. Да, эта информация заведомо неполна, часто искажена, и ошибки при принятии политиками тех или иных решений - дело обычное во всем мире. Однако в российском случае решения принимаются в ситуации, когда (1) часть важных источников информации либо отсутствует вообще (свободные выборы), либо заведомо искажаются (цензура и самоцензура СМИ), либо попросту не принимаются во внимание (критические высказывания независимых специалистов); (2) доступная информация искаженно (неважно - преднамеренно или нет) фильтруется и препарируется как на стадии ее обработки (не обращать внимание на негативные сигналы), так и на уровне ее восприятия (значимые проблемы - прежде всего, экономические - не рассматриваются как первоочередной приоритет). Неудивительно поэтому, что решения, выглядящие рациональными в глазах тех, кто их принимает, воспринимаются как нерациональные для внешних наблюдателей, опирающихся на более широкий массив информации и принимающих во внимание большее количество приоритетов и факторов. Отсюда - бесконечные и бесплодные гадания о том, что курят в Кремле, etc.

Проблема в том, что если связь с реальностью однажды потеряет та же Меркель, то наиболее вероятным последствием окажется поражение ее (и/или ХДС/ХСС) на очередных выборах. Ошибки могут оказаться (не обязательно окажутся) скорректированы: у немцев будет другой канцлер - возможно, он(а) будет управлять страной хуже, чем Меркель, но немецкий политический режим как таковой от этого, скорее всего, не сильно пострадает. В режимах, подобных российскому, смена фактического главы государства не предусмотрена в принципе, а страх разделить участь свергнутых диктаторов зашкаливает даже тогда, когда непосредственных угроз режиму статус-кво не просматривается. Оттого, даже осознав ошибочность принимаемых ими решений, власти не готовы не то что признать их публично, но даже умело скорректировать их тайком. Коррекция одних ошибок происходит посредством совершения других, последствия которые могут оказаться еще более трагическими. Порочный круг ошибочных решений затягивает, и в какой-то момент принимать верные решения оказывается просто невозможным. Груз прежних ошибок давит, пересмотр прежних решений воспринимается как рискованный, а новые решения часто принимаются в расчете на то, что аналогичные шаги, когда-то приносившие успех, сработают вновь (получилось принудить к миру Грузию - получится и с Украиной, российская экономика оправилась от кризиса 2008 года - выдержит и западные санкции, и т.д.).

Предельный случай искажения информации в авторитарных режимах описан еще в далеком 1975 году в романе Маркеса "Осень патриарха": его герой, отдававший монополию на сбор, обработку и передачу информации на откуп то главе спецслужб, то молодой жене, в итоге вынужден был лишить себя и свою страну предмета национальной гордости - моря. Будущее покажет, чем именно придется расплачиваться России за утрату ее лидером (да и многими согражданами) связи с реальностью...

российская политика

Previous post Next post
Up