Вторая часть статьи.
Первая часть - здесь.
Время жадной обезьяны. Кинофантастика Запада - Откуда вы? - спрашивает полицейский задержанного.
- Я из будущего. Страшного будущего, - отвечает солдат грядущего Апокалипсиса.
Этот момент - беседа полицейского благополучных восьмидесятых годов и измождённого, стойкого воина двадцать первого века один из самых любимых и драматичных в фильме «Терминатор». Западная кинофантастика - это в основе своей и есть подробнейшая карта этого самого страшного будущего, со всеми причудливыми нюансами и вариантами. Индустрии западной кинофантастики объёмна и многогранна. Тематика бесконечна. Кажется, что там придумано вообще всё, что только можно придумать.
И снова - ну очень много букв, даю лишь главное в сочетании с личными впечатлениями.
С самого начала, как только появился жанр космической кинофантастики, нарисовался фатальный и почти непреодолимый разлом между НАШИМ и ИХ произведениями. Притом он носит не конъюнктурный, а цивилизационный характер. Это разница между конкурентным и солидарным миром.
В их фантастике отсутствует ощущение, что освоение пространства - это переход на совершенно иной уровень цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому постепенно в их кинофантастике на других планетах прописываются торгаши и бандиты, появляются кабаки и салуны с мордобоями, царит мафия и прочие радости конкурентного мира. Эта экстраполяция существующих мерзостей - главная отличительная черта западной фантастики.
Именно. Смотришь на подавляющее большинство буржуинской кинофантастики и видишь, что это все тоже, что и сегодня, лишь перенесенное на сотни лет вперед. Да еще зачастую и гипертрофированное донельзя. Представить себе будущее на иных принципах там просто не в состоянии..
..Весь жанр космической кинофантастики изменился в 1968 году, когда покорила мир великолепная «Космическая Одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Режиссёр титаническим усилием вышел за рамки привычной англосаксонской парадигмы вечной борьбы и конкуренции. Получился общечеловеческий фильм, который и американским не назвать. Насчет изменения всего жанра - я бы не стал так категорично утверждать, но реально это была его веха.
«Одиссея» - это гимн мирной экспансии Человечества в Космос, поиск там новых горизонтов развития, открытие тайн происхождения самого человека, прикосновение к мистике Бесконечного Пространства. Не покидает чувство, что все снято с натуры, что так и было. Там хорошо всё. Может, за исключением некоторой затянутости в начале со скачущими обезьянами. Хотя сегодня многие его считают скучным, но он создан для медитативных раздумий о судьбах Вселенной.
Я в первый раз посмотрел фильм уже после 2001 года, хотя книгу читал еще в институте. И уже тогда понимал, что в этой дате городов на Луне и полета к Юпитеру ждать вряд ли придется. Но что бы в космосе все оказалось настолько печально - не предполагал. А фильм впечатлил, съемки для 1968 года получились по-настоящему крутыми, даже на фоне нынешних компьютерных спецэффектов они вовсе не примитивные.
Click to view
«Звёздные войны» на самом деле американский эпос. Джедаи - их былинные герои. Поэтому для американской культуры ЗВ эпохальное событие, для нас просто красивая картинка, которая уже примелькалась. А богатыри у нас свои есть».
Ну а что. Так и есть. Великий американский эпос Лукаса о противостоянии либеральной Звёздной Республики и её оплота колдунов-джедаев против тоталитарной Империи. Как все эпосы - слегка туповат и примитивен, чересчур пафосен, но воплощает в себе базовые прошивки народа.
Это да, хотя когда смотрел эту эпупею в первый раз (в видеосалоне конца 80-х, начал с пятого эпизода) над этим не задумывался. Ну чисто как приключенческий боевик воспринимал? с крутым мочиловом. А о смыслах стал понемногу задумываться уже когда вторая часть начала входить, а сам окончательно от последних остатков теории конвергенции и "общечеловечества" избавился.
Что касается самого эпоса, то при просмотре - куча вопросов. Никогда не мог понять, почему Империя такая плохая? Как раз при ней порядок и навели. Законность хоть какая-то стала, гарнизоны сил правопорядка в виде не умеющих стрелять имперских штурмовиков на каждой планете. В общем, такой Рим времён расцвета - везде строят дороги, дают молиться своим богам и поддерживают стабильность. При Республике же вовсю торговали рабами, велись торговые войны, процветала оргпреступность, все друг друга резали - в общем, нормальная такая демократия. А разноплеменный сброд повстанцев в союзе с отпетым криминалитетом вообще вызывает опасения.
Почему Империя хуже? Ну, тёмная сила же! Что не убеждает аргумент? А давайте тогда Чёрный Лорд планету мирную спалит демонстративно, чтобы наглядна была его подлая сущность.
Примерно так же обрабатывали разум обывателя и по поводу геополитического противника - СССР. Пусть там бесплатное образование и квартиры, нет мафии. Но это же тёмная сила - коммунизм. Они не могут быть хорошими. Да, у нас рабовладение, терроризм и оргпреступность. Но мы светлая сила, у нас Великая Демократия!
Кстати да, у нас сторонников Империи куда больше, чем джыдаев всяких. Я вот тоже, кстати :) Ибо после вдумчивого просмотра они куда меньшую симпатию вызывают, как и вся ихняя Республика. "Мы должны верить в демократию, иначе мы ее потеряем!" - бггг, на каких идиотов это рассчитано??
В Саге прошито немало интересных программ поведения. Двое джедаев столкнулись с многочисленным противником. Один другому заявляет: Наши силы равны. Надо отступать.
Для современных пиндосов это совершенно естественно. Они привыкли бомбить папуасов, у которых нет Стингеров. То поколение, которое было способно биться с равным противником, ушло давным-давно. Сейчас главное - подавляющее превосходство. Иначе нечего рисковать. Такие вот у них богатыри - давай сваливать, противник равный.
Да уж. Джыдаи - такие вот джыдаи. Зато насквозь демократические.. правда, почему-то на многих планетах при этом рабство сохраняется. Может, потому, что настоящая демократия без рабов (и желательно не менее трех на каждого бедняка!) не может?
Если не докапываться до деталей и не спорить с фанатами, то все эпизоды были в той или иной мере хороши, каждый являлся новым этапом развития спецэффектов, артисты, декорации, художники, да и сюжет вопросов не вызывали. Фильм красив, забавен. Был. Пока не попал в липкие лапы Диснея с его приторными семейными ценностями и целевой аудиторией в районе семи лет от роду.
В результате «Мир Звёздных» войн запутали окончательно. Кто теперь кто - где Империя, где Республика, кто чем владеет, кто кого гнетёт - без бутылки ядрёного польского «уиски» не разобраться.
Империя раньше пугала и восхищала, Имперский Марш отзывался в каждой клеточке тела. Теперь она смешит. Сага окончательно превратилась в унылый просмотр для ленивого зрителя, утонувшего толстым рылом в попкорне и имеющего условный контакт с увиденным. Но деньги по старой памяти новые серии собирают…
О да. Из третьей части только "Изгой" получился более менее смотрибельным. Остальное, по моему сугубо личному имхо - отстой. Уныло тупой, причем. А Имперский марш и Марш дроидов - это вещи форева.
Click to view
..В западной культуре сейчас всё больше наблюдается такой моральный релятивизм. Мол, все относительно в этом мире. Это в древние времена двадцатого века было всё тупо и однозначно - это злодей, он мразь, его надо прихлопнуть, лучше мучительно. Сейчас в каждом втором фильме наблюдаются заунывные причитания: «А может герой вовсе и не такой герой, у него ведь скелеты в шкафу, он истерик и пьяница. А злодей вовсе и не такой злодей, у него же свои принципы и причины. Да, мы его в конце убьём, но со всем уважением к его непростой судьбе и жизненной позиции».
Это тоже идёт такое актуальное переформатирование сознания. Очень удобно становится объяснять, почему великая американская нация поддерживает людоедские режимы в Южной Америке и на Ближнем Востоке, почему лелеет кровавых диктаторов, якшается с ИГИЛом и арабскими террористами. У всех же своя правда. Надо понять и простить. И убить - но только если в них необходимость отпадёт.
..Тут и супергеройское кино отличилось. Появились «Отряд самоубийц» и подобные нетленки. Всякие маньяки, убийцы, киллеры с суперспособностями подряжаются американским правительством для борьбы за доброе дело. Потому что БОЛЬШОЕ ЗЛО гораздо страшнее мелких суперзлодеев. Ну, прям шалунишки из ИГИЛ против вселенской тьмы в виде Башара Асада, зловещего хозяина секретных хранилищ химоружия...
..В Голливуде идёт долгий поступательный процесс превращения вполне респектабельного, брутального, но со своей моралью, манерами, одетого с иголочки бандита в нечёсаного неопрятного неврастеника и маньяка.
Раньше в кино правил здоровый бандитский дух покорения Дикого Запада и уничтожения коренных народов. Дух грубого доминирования. Да, мы бандиты, но с понятиями. Защищаем слабых, убиваем борзых и гнид. В общем, все понятно и разложено по полочкам.
Нынешние герои вечно ноют, всем недовольны, гундосят о гуманизме, и ради этого гуманизма готовы зарезать кого хошь. При этом страдают. Зарежут одного - страдают не шибко. Зарежут сотню человек - страдают минут пять.
Ну а как иначе? Сейчас ведь не все так просто. Толерантность, моральный релятивизм и вообще родитель номер один и два. И враги вокруг оказываются вроде бы и не гнидами, а попавшими в трудные обстоятельства неудачниками. Зла вообще нет, просто кому-то не повезло с воспитанием и жизнью. Но если нужно миллион человек замочить ради победы всего хорошего - мы замочим.
..Идёт измельчание искусства. Проецируются все более мелкие мысли, мелкие страсти, идеи. Но зато с огромным пафосом и псевдофилософией. Мельчают сюжеты, мельчают картинки. Вон, изувечили любимый мульт «Утиные истории». Примитивные рисунки, визгливые голоса, безобразный видеоряд, и на все претензии одна отговорка - это новое прочтение. Почему новое хуже старого? Это как картина Сурикова по сравнению с «Черным квадратом».
Сила духа и поступка куда-то уходят. На их место приходят силы истерик, терзаний и хаотичных телодвижений.
Самые дорогие блокбастеры штампуют под одну гребёнку. Штампы обрыдли, но отступление от них - риск прокатного провала. Поэтому везде стандартные ходы, стандартные рожи, стандартные слова.
..Нужно заметить, что интеллектуальный и художественный уровень большого кино обрушился за каких-то несколько последних лет. Ещё недавно снимали более-менее смотрибельные фильмы, при всей идеологической ангажированности. И вот попёрло тако-о-ое.
При этом в этой деградации не понять, то ли Голливуд подстраивается под тупеющих зрителей, то зрители тупеют, подстраиваясь под Голливуд Скорее, обе стороны слились в страсти взаимного обладания.
Это да. Резкая деградация - именно в последние лет 5-6. В том числе и бесконечные римейки и продолжения с упрощением сюжета. А процесс этот взаимный, но инициирован, безусловно, кинематографом. А затем по мере отупения зрительского пипла дело пошло по нарастающей и с ускорением, так что качественный деградационный скачок последних нескольких лет вполне понятен. Положительная обратная связь.
Голодные игры, Дивергенты, еще фиг знает что, что ни в памяти, ни в душе не осталось - одна зелёная муть. Но ведь владеют эти киноподелки неокрепшими умами. Поскольку это такой новый жанр - молодёжная протестная фантастика. Такие героические эпосы для массовиков-затейников с Болотной.
Посыл прямой и убойный: «взрослые пни замшелые, мы лучше знаем, как все обустроить, бегом на баррикады. Мы не такие, как все. Мы тут ща все по-нашему сделаем, а старых пентюхов в утиль, потому что они зажрались, а мы голодные». Поэтому, наверное, и игры у них голодные.
Это кино про щенков, которых при тоталитаризме все жутко угнетают - заставляют учиться, потом делят по рангам и принуждают работать во благо окружающих. В общем, глумление.
В итоге подростки узнают какую-то страшную тайну о зловещей структуре всего общества, и взрывают всё ко всем чертям. Воодушевляющая музыка, все обнимаются, коррупционеры и диктаторы повержены. Теперь малолетние дебилы должны поддерживать правопорядок и инфраструктуру. О чем, впрочем, кино не снимают - ну, кому это интересно? Снимешь, что справились - не поверят. Покажешь разруху - обидятся.
Ну да. Идеологическая обработка пресловутого мясного поколения постмиллениалов, типа "не надо ни учиться, ни вообще что-то делать, достаточно лишь выйти на Мудан, поскакать там и все - рЫволюция! И сразу все наладится волшебным образом". Плюс разжигание конфликта поколений, что особенно заметно в "постсоветских странах". Впрочем, и в тех же САСШ это тоже так, поэтому их в конечном итоге ждет примерно то же самое. Поколение, предназначенное на убой в многочисленных грядущих войнах и катаклизмах 2020-2030-х годов..
Про путешествия во времени наснимали много. Снимают до сих пор. Но ничего особо затрагивающего душу. Пострелушки, мордобои, драки на мечах, попытки поубивать всех плохих, чтобы всем хорошим было хорошо, а заодно стырить где-то мешок золота и зажить как турецкий султан.
В основном вся эта пустота там - от безыдейности и отсутствия представления, что же делать с этим миром. Наши, русские, путешественники во времени выглядят гораздо презентабельное - в основном, у них есть большая цель и обострённая совесть. Война делает в фильме «Мы из будущего» из самолюбивых эгоистических балбесов защитников Родины.
Это да, целью большей части путешествий во времени в исполнении западного кинематографа является банальное желание "стырить где-то мешок золота"..
Гораздо интереснее пласты открываются, когда снимаются фильмы про мелких и шустрых роботов. Вот там начинается чад и угар! В большинстве этих фильмов робота хотят очеловечить. Якобы из гуманных соображений - ну посмотрите, какие они добренькие и плюшевые, разве можно такого не любить. Ну, посмотрите какой он смелый и как защищает человека. Ну и так далее.
Интересно, что хотят? Показать, что железяка может достичь уровня человека? Или что человек ничем не лучше железяки? Сатанизм в чистом виде - создание големов, без души, но выполняющих свои обязанности и дисциплинированно убивающих недовольных.
Может, элита не против заменить со временем на роботов всяко быдло. Роботу ведь ничего не надо доказывать убеждать, вести его идеологическое воспитание и кодирование. Достаточно запрограммировать. И ни за каким бесом люди не нужны тогда.
Да, это вполне заметная тенденция. О ней можно говорить ну очень много, основной смысл - уравнивание людей с роботами, откуда следующий шаг совершенно очевиден - показать, что никакой разницы в общем и нет. И даже еще круче - роботы лучше. "Убить всех человеков, слава роботам!" (с)
В этом плане стоит обратить внимание на детище ниппонского синематографа - аниме. Там тема "роботы - такие же как и мы, и бояться их не надо" продвигается уже давно. Пример - "Время Евы", 2010 года.
Click to view
Плюс добавлю еще один ниппонский анимешный тренд - продвижение идеи виртуальной реальности. Типа она ничем не хуже реальности обычной, так что какая разница. Классический пример - анимешный сериал SAO и прочие его клоны и вариации.
Click to view
Осторожно, тут есть ненорматив. Специально даже именно в таком варианте, ибо он реально прикольный.
Фильм «Идиократия» 2006 года - это для Запада такая дорожная карта - так принято ныне именовать у обезьянничающих все с заграницы русских чиновников слово план. Двое героев - военный и проститутка, в результате научного эксперимента попадают на двести лет вперёд. В Америке, учитывая отрицательный интеллектуальный и культурный отбор, остались только лишь одни дураки. Героям меряют ай-кью, как и всему населению - в обязательном порядке. Вопросы задают на уровне первого школьного класса, но мало кто может на них ответить. И выясняется, что у пришельцев самый высокий в стране уровень интеллекта. Их назначают решать неразрешимые проблемы с обеспечением водой, едой, потому что остальные настолько отупели, что даже не могут понять, а не то чтобы решить проблему.
Самое интересное, что прошло чуть двенадцать лет после выхода фильма. И вдруг оказывается, что он был пророческим. Отупение того же Голливуда тому свидетельство. Отупение народа, который верит, что агенты ГРУ ночью мажут ручки боевым отравляющим гелем «Новичок». Верят, что Россия готовит химические атаки по всему миру и мечтает двинуть на Эстонию танковые и кавалеристские дивизии. Верят в военные учения в морях Белоруссии.. Идиократия в действии. Критическое мышление у большинства западного населения отключено как вредное. Пока там ещё не во все верят, но уже общество Плоской Земли стало всемирным, и не счесть числа участников его.
О да, прогресс.. то есть, регресс прогрессирует буквально на глазах. То, что еще в 2006 году казалось фарсом и стебом, сегодня становится унылой реальностью.
..Главный вопрос - а как вообще наши западные соседи по планете представляют себе будущее? Конечно, в разные времена представления менялись. Так же как менялись взгляды на технику, на людей. Но одно оставалось чётким - в основном, это мрак, раздор, безысходность.
..Конец торжественный. Человечество, насколько можно понять, в массе своей загнулось. Избранные, ну те, которые достойны, свалили с Земли, и на космической станции живут в технотронном рае, сытые и довольные.
По-моему там чётко видны тренды архаизации и расслоения общества. Одним предстоит на ресурсно-истощённой планете кукурузу рубить, а другим - космические станции, супертехнологии продления жизни. Нас приучают, что это справедливо и необходимо? Что спасутся не все? Что не все достойны высокотехнологичного существования?
Ну, в общем-то да. А еще - что грядет резкое сокращение численности населения ибо планета всех не выдержит. Ключевая цель современных глобалистов. И пипл тренируют готовиться к земле.
Ну и какие выводы из всего просмотренного и прочитанного?
Пока что вне покорения и захвата Запад себя не мыслит. Это свойство нашего вида? Нет, это свойство западной цивилизации (ну и некоторых восточных). И искусство у них тоже держится на этих трёх китах - агрессия, покорение, прибыль. Ну а остальное - любовь, мораль, постижение истины - это дело десятое, хоть и бывает приятным бонусом.
Невольно возникает ощущение - а на хрена козе баян? Не лучше ли человечеству вообще сдохнуть, чем проецировать свою мерзость в иные миры и эпохи?
Тут все дело в том, что Западу будущее не нужно вообще.
Бульдозер глобализации Штаты - это настоящая чёрная дыра, затягивающая в свой горизонт событий страны и континенты, чтобы остановить время и закрепить свой статус на веки вечные.
Фукуяма - любимое дитё западных политиков и философов. Его «Конец истории» - своеобразные анналы глобализации. По нему получается, что человечество создало нечто настолько совершенное, что его и развивать больше не надо - западную демократию. А в будущее вам не надо. В будущем будет только хуже. Что умело и изображают все деятели искусства, работающие в фантастических формах.
Не может быть полноценной западной фантастики о будущем, потому что будущего у этого типа цивилизации нет.
Именно так. Основанная на принципе "Сдохни ты сегодня, а я завтра" цивилизация неизбежно обречена на гибель. Пусть не сегодня, но завтра точно.
Ну и вывод:
..Пока конкурентный тип цивилизации нас сделал. Но это ничего Время жадной обезьяны, когда-нибудь кончится. Грядёт конец истории. Для них. А для нас - только начало.
Согласен. Будущее еще не определено (с) и оно будет разным для разных стран и народов. И полагаю, что для нас оно все-таки будет скорее светлым, чем темным, хотя и не скоро и не совсем в той форме, какой многим бы хотелось. Что же, будущее всегда приходит не так, как ожидалось.
Click to view
Образ Хари Сэлдона потянулся в сторону и книга вновь появилась в его руке. Он открыл ее и сказал:
- Но как бы тяжело вам не приходилось в будущем, запомните и передайте это вашим потомкам, что путь выбран и что, в конце концов, его ждет новая и великая Империя!
В который уже раз даю этот отрывок из азимовского "Основания" у себя. Как по мне, он идеально подходит к сегодняшнему дню с его страхами перед днем завтрашним.