Одесса. Два мира - две судьбы одного завода

Jun 25, 2016 22:00

Одному миру был нужен флот. Поэтому при нем этот завод появился и процветал. Другому миру он оказался не нужен..

Первого июня 1793 года на месте Приморского бульвара (в районе Воронцовского дворца) состоялась закладка одного из двух главных зданий Адмиралтейских мастерских, от которых взял начало Одесский СРЗ-1. Мастерские предназначались для обслуживания военной гребной флотилии де Рибаса. Строительство Адмиралтейских мастерских было начато 1 июня 1793 года. Уже летом следующего, 1794 года, сюда поступили в починку 54 боевых корабля.



При Павле I (1796 год) решение об устройстве в Одессе военно-морской базы было отменено и производство в Адмиралтейских мастерских резко сократилось, но ситуацию изменило одесское купечество. Оно добилось передачи части Адмиралтейских мастерских в подчинение городской администрации, а это дало возможность (в 1803 году) открыть на Карантинном молу казенное предприятие для ремонта коммерческих судов. Позднее его преобразовали в казенный литейный завод, который до 1830-х годов находился в порту на Крымской пристани. Затем его переместили в Литейный переулок (современный Газовый).





Завод занимался ремонтом судов, лебедок, шпилей, брашпилей, рулевых и колосников. Через год после окончания Крымской войны (1857 год) он был выкуплен у государства недавно созданным акционерным «Русским обществом Пароходства и торговли» (РОПИТ). В конце ХIХ-начале ХХ веков концентрация судоремонтников на Пересыпи возросла, и Одесса превратилась в важнейший центр судоремонта и судостроения на Черном море.

В 1860 г. наряду с Адмиралтейскими мастерскими был открыт механический завод Беллино-Фендериха. На этом небольшом предприятии практиковался не только ремонт, но и судостроение, в частности, было построено несколько миноносцев для Черноморского флота. В 1866 г. запущен в работу завод Гена, который наряду с сельскохозяйственной техникой выполнял заказы по судоремонту. В 1904 году завершено строительство Адмиралтейства РОПиТ - наиболее оснащенного для своего времени судоремонтного предприятия. Одесские верфи на рубеже ХIХ-ХХ располагали паровым эллингом, первым на Черном море металлическим плавучим доком грузоподъемностью 4850 тонн, мощностями для ремонта и постройки паровых судов различного водоизмещения и назначения.

Образование СРЗ им. Андре Марти произошло (1918-1928 годы) благодаря слиянию нескольких предприятий: СРЗ РОПИТа, судостроительно-судоремонтного завода Беллино-Фендериха и Гена, мастерских УРОП.



С 1921 по 1924 гг. завод выполнил большую программу по ремонту и восстановлению брошенных и затопленных судов. Уже к середине 20-х годов Одесский СРЗ превратился в крупную производственную единицу, годовая программа которого в 1927 году предусматривала ремонт 262 судов, в том числе 172 крупных.

В период героической обороны Одессы в августе-октябре 1941 года завод ремонтировал боевые корабли Черноморского флота, создавал бронепоезда и бронетрактора. После освобождения, несмотря на разруху и слабую техническую оснащенность, завод быстро освоил ремонт боевых кораблей. Всего через три дня после освобождения города, 14 апреля 1944 года, инженеры СРЗ предоставили детальный план реконструкции завода, предусматривающий не просто восстановление, но и расширение производства.



СРЗ-1 сразу после освобождения Одессы. Апрель 1944 года.

В 50-70-е годы он наращивал объемы производства, а в 80-е превратился в главную судоремонтную базу крупнейшей судоходной компании мира - Черноморского морского пароходства (ЧМП). Завод сменил несколько названий: Адмиралтейские мастерские, завод им. Марти, СРЗ №1, СРЗ им. 50-летия Советской Украины, СРЗ «Украина».

Ущерб, нанесенный заводу оккупантами, согласно Акту чрезвычайной государственной комиссии, составил 41 миллион 532 тысячи рублей. Тем не менее, до конца 1944 г. на СРЗ были отремонтированы десятки боевых кораблей. Многие из них досрочно. Все это - в цехах-времянках при острой нехватке оборудования, причалов, пирсов, складов. На скрижалях истории Одесского судоремонтного завода золотыми буквами написаны фамилии работников, сражавшихся с фашизмом на фронтах Великой Отечественной. Сотни судоремонтников награждены боевыми орденами. Четыре человека за свои ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза - Н. Гефт, И.Чулков, В.Кибалко, А. Галецкий.



С 1950 по 1955 гг. объемы производства на СРЗ № 1 выросли в два раза. Причем существенное место в итоговых показателях играл не только судоремонт, но и судостроение. Выпускались 150-силь­ные буксирные катера, пассажирские катера типа «Аркадия», грунтоотвозные ша­ланды типа «Одесская».



В 1956 году руководителем предприятия был на­значен Г.Круглый. С этой личностью связана целая эпоха в истории завода. Г.Круглый возглавлял СРЗ до 1974 года, потом был парторгом завода, а затем, до последнего дня своей жизни, был председателем совета ветеранов, оказывал заметное влияние на состояние дел в коллективе.



С середины 50-х предприятие осваивает скоростные методы судоремонта. В 1957 году судоремонтники достигли небывалой до того производительности труда - каждые несколько дней из акватории предприятия выходило отремонтированное судно.

Основой успеха стало применение новых форм организации труда. На заводе впервые в СССР применили секционно-узловой метод ремонта. Эта технология усовершенствуется и получит широкое распространение в 60-70-х гг. Ее возьмут на вооружение все судоремонтные предприятия Советского Союза. Широко применялась прогрессивная технология скоростной обработки судов, совершенствовалась организация группового докования. Оборачиваемость доков была признана самой высокой среди всех судоремонтных заводов ММФ.



В начале 60-х годов из одесского завода на создаваемый Ильичевский СРЗ была передана часть оборудования, отсюда ушли на руководящие должности немало талантливых инженеров, таких как В. Яворский, И. Молощицкий. Сотни рабочих СРЗ-1 составили кадровый костяк нового коллектива. Приобретя опыт руководящей работы, В.Яворский вернулся в Одессу 1974 году директором СРЗ-1, потом его сменил И.Молощицкий.

Неоднократно отмечался вы­сокими правительственными наградами труд передовых рабочих завода. В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда В.Колпакову, многие специалисты были награждены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Список награжденных знаком «Почетный работник ММФ» в 60-80е годы составляет 45 человек.

1970-80 годы - эпоха наибольшего расцвета и экономического благополучия предприятия. Одесский СРЗ-1 в эти годы являлся базовым ремонтным предприятием крупнейшей судоходной компании мира - Черноморского морского пароходства. Как и прежде, завод ориентировался на развитие, расширение производства. Коллектив СРЗ производил ремонт до 30 судов в месяц, в том числе 5-6 крупных. Помимо судоремонта и судостроения, завод производил на 35-38 миллионов рублей прочей продукции машиностроения.



По заданию правительства осваивались новые направления производства. В цехе топливной аппаратуры был создан участок для выполнения заказов Министерства обороны. Для нужд сельского хозяйства было освоено строительство бункерных установок. Производилось оборудование для домостроительных комбинатов.

В 90-е годы системный кризис в экономике государства и развал ЧМП поставили предприятие на грань выживания.



В апреле 2007 года, по решению Министерства транспорта и связи Украины, завод вошел в состав госпредприятия «Одесский морской торговый порт» (ГП «ОМТП») на правах обособленного структурного подразделения.

На фото Вы видите то, что осталось от старых адмиралтейских мастерских, На улице Приморской со стороны порта (напротив Одесского профессионального лицея морского транспорта). В 2007 они уже не принадлежали СРЗ и находятся в частной собственности.









Ну вот, и зачем 404 вообще нужно побережье??

Все, к чему прикасается это недогосударство, превращается в развалины. Поэтому его судьба предрешена. И - не вызывает никаких сожалений.

Аминь.

Каждому - свое (в который уже раз повторяю)

Одесса, флот, пока еще Украина, Россия, СССР, история

Previous post Next post
Up