Почему именно наклонная? Да потому, что все катится вниз по наклонной плоскости. Единственное направление движения мировой экономики.
Зима 2016. США: Буровых осталось всего - 26.62%, нефтяных - 25.67% Количество буровых в США сократилось еще на 27 шт. (-26 шт. на нефть, -1 шт. на газ). Общее количество оставшихся буровых в США теперь составляет - 514 шт. или 26.62% от своего сентябрьского максимума 2014г. (1 931 шт. буровых). В этот раз просто переставили цифры с прошлой недели с 541 на 514 (шутка) и зафиксировали новый абсолютный минимум с начала падения буровых!
Буровых на нефть теперь осталось 413 шт. или 25.67% от пика (1 609 шт.) и это новый абсолютный минимум с начала падения буровых на нефть!
Число буровых на газ составляет 101 шт. или 34.95 % в сравнении с годом ранее (289 шт.) и это "привычно" новый абсолютный минимум с начала падения буровых на газ!
Сокращается не только нефтегазовая инфраструктура. С углем тоже отнюдь не все в порядке.
Goldman Sachs: Пик угля пройден в 2013, и падение значительно ускоряется Goldman Sachs сообщает, что их сентябрьский прогноз, где они показали, что глобальный пик добычи энергетического угля пройден в 2013, меняется в сторону значительного ускорения падения из-за невозможности инвестиций в размере достаточном для воспроизводства добычи. Если в сентябре они ожидали падение глобальной добычи с 6.15 млрд.тонн в 2013 до 5.98 в 2019, то теперь прогноз скорректирован до 5.71, т.е. менее, чем 93% от пика! В расчете на душу населения, естественно, коллапс пойдет еще быстрее.
Из комментариев к статье особого внимания заслуживает вот этот:
В 1913 случился пик угля в Великобритании, а на следующий год чисто случайно началась 1МВ. В данный момент у нас на глазах одновременно наша цивилизация проходит пик нефти и глобальный пик энергетического угля. Так что в ближайшее время нас ждут события гораздо масштабнее, чем 1МВ.
У меня нет причин на соглашаться с этим мнением. Поток энергии на душу населения падает, и уже в ближайшем будущем скорость его падения станет еще большей из-за "невозможности достаточных инвестиций". Так что глобальные потрясения просто неизбежны.
Еще одна проблема, которая обострится в ближайшей перспективе.
Водные ресурсы: мир на пороге новой катастрофы Ученые, которые в течение десятилетия наблюдали за данными, предоставленными спутниками NASA, пришли к интересным выводам: во всем мире влажные регионы становятся еще влажнее, а сухие - суше.
Вода - это еще один ресурс, такой же как нефть или золото. Или как деньги. И точно так же, как богатые становятся богаче, а бедные беднее, "водное неравенство" может усилить проблемы, с которыми уже сейчас сталкиваются регионы, обделенные этим ресурсом.
По мере того как температура на Земле растет, поясняет Фамильетти, засушливые районе будут все больше зависеть от грунтовых вод, так как они будут становиться все более засушливыми. Однако эти ресурсы также истощаются - в этом и проблема.
"Выпадает меньше осадков, - заявил он в интервью USAToday, - поэтому и запасы грунтовых вод меньше пополняются".
Предыдущие исследования также указывают на то, что акватории в разных регионах мира истощаются, а это в свою очередь ставит под угрозу сельское хозяйство.
На данный момент ученые приходят к выводу о том, что наблюдается водный дисбаланс на Земле.
Подобные данные не могут не вызывать беспокойства не только среди ученых, но и среди политиков и экономистов. Дело в том, что вода, являясь одним из самых ценных ресурсов на Земле, во многом определяет экономику региона, в частности сельское хозяйство.
Подобные исследования вызывают вопросы о том, как ликвидировать "водное неравенство" между различными регионами мира, станет ли вода торгуемым ресурсом, подобно нефти и золоту, в будущем, как изменится экономика регионов, где уже сейчас наблюдаются изменения, связанные с водными ресурсами.
В общем, войны за передел ресурсов неизбежны. Так же, как и невиданный ранее сверхкризис.
Треть инвесторов ожидают повторения кризиса 2008 года Одна треть опрошенных Институтом CFA инвесторов ожидают повторения кризиса, аналогичного ситуации 2008-2009 годов, в течение следующих трех лет, говорится в докладе института.
Хе-хе. Оптимисты, блин, насчет "одной трети". Но с другой стороны, еще недавно ожидавших было всего процентов 20. Так что прогресс налицо, даже по официальным данным.
Ситуация настолько серьезна, что к примеру,
ЦБ Норвегии намерен разбить копилку. В этом году для финансирования текущих расходов из пенсионного фонда придется забрать порядка $10 млрд. Норвежский фонд ранее только накапливал средства, и такая стратегия должна была продержаться до истощения мировых запасов нефти.
Пожалуй, миф о том, что дешевая нефть вредит только России, Бразилии и Венесуэле, уже пора забыть окончательно: он был развенчан более года назад. Норвегия вместе с Саудовской Аравией и сланцевиками США присоединилась к клубу пострадавших. Всего несколько месяцев назад, в октябре, норвежское правительство заявило о том, что придется использовать неприкосновенный фонд. Но тогда оценки трат были скромными - порядка $570 млн. То есть почти в 18 раз меньше, чем сейчас. Причина пересмотра банальнее некуда: с момента октябрьской оценки котировки нефти упали еще на 32%.
Золотые дни Норвежского пенсионного фонда были в 2008 г., во времена пиковой нефти. Тогда его прибыль составила порядка $90 млрд. Даже в прошлом году, при постоянно падающей на фоне всеобщего пессимизма нефти, фонд умудрился показать скромную (по собственным меркам) доходность около $3 млрд. И вот теперь ему грозит первый убыток за многие десятки лет.
Норвежская экономика на грани рецессии: в III квартале ВВП вообще не вырос, а в IV рост был чисто символическим: всего на 0,1%. После таких слабых макроэкономических данных крупнейший банк Норвегии Nordea заявил о том, что рецессия становится самым что ни на есть реальным риском. Основные сферы экономической деятельности Норвегии - нефть, газ, морские перевозки и обслуживание буровых платформ. Все эти секторs сейчас в глубокой депрессии. Глава норвежского Центробанка Ойстейн Олсен уже предложил выход, подозрительно напоминающий решения Марио Драги и Харухико Куроды: более слабая крона.
Глава норвежского Центробанка случайно или умышленно процитировал знаменитый сериал "Игра престолов". "Экономика Норвегии наслаждалась слишком долгим летом. Зима грядет"- заявил господин Олсен.
Вот так вот. В одной статье столько информации. Это и то, что низкие цены на нефть бьют по всем, и то, что богатые тоже плачут, а дальше будут плакать куда сильнее. И еще то, что других выходов, кроме ослабления национальной валюты не видно. А это лишь временная мера. Получается, это общая глобальная тенденция. Так что и обвал будет всеобщим.
Некоторые пытаются спастись, максимально изолируясь. Например,
мэр Лондона поддержал выход из ЕС и обвалил фунт. Мэр Лондона Борис Джонсон объявил о поддержке сторонников выхода Великобритании из Европейского союза (так называемый Brexit). Это спровоцировало обвал британского фунта стерлингов, падение стало максимальным с мая 2010 г.
"Тот факт, что видные члены Консервативной партии объявили, что будут выступать за выход Британии из ЕС, вызвал опасения инвесторов по поводу возросших рисков Brexit, несмотря на соглашение" - отметил аналитик Credit Agricole Валентин Маринов.
Угу. Соглашение соглашением, но все еще может измениться. Ведь против него выступают достаточно могущественные силы.
The Economist пугает глобальным кризисом. Развивающиеся мировые рынки пытаются справиться с бременем чрезмерных долгов и замедлением роста в то время, как инфляция растет и обваливает их валюты. И Западу придется постараться, чтобы глобальный кризис не начался, пишет издание.
По информации издания, КНР стала главной причиной тревог, которые пока не удалось развеять. Китайский рост сократился, а биржи боятся дальнейшего обвала из-за проблемы других стран. (Китай упорно делают главным виновником кризиса)
"Даже если промышленная активность сохранится на нынешнем уровне, страхи останутся из-за долгового бремени. Кризис еврозоны отошел на второй план, но это не значит, что он решен. Европейские проблемы просто переросли в хронические", - пишет издание. (другими словами, нерешаемые принципиально)
Как говорится в материале, надеяться пока можно только на экономику США, хотя уже заметны сигналы, которые свидетельствуют о надвигающейся рецессии. (хе-хе. экономика САСШ в глубокой Ж и глубина эта стремительно увеличивается, свидетельством чему является следующая новость).
Что-то мне вот кажется, что сколько бы Запад ни старался, у него ничего не выйдет. Да и стараться он особенно не будет, ибо сейчас каждый - за себя.
Исследование: экономика США на грани дефляции. То, что я имел ввиду, когда только что писал, что САСШ пребывает в глубокой Ж.
По оценкам экономистов Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка, в американской экономике сохраняются сильные дефляционные тенденции, из-за которых ФРС США будет трудно добиться достижения целевых показателей по инфляции.
..По мнению экспертов, в американской экономике сохраняются дефляционные тенденции из-за низких инфляционных ожиданий в экономике. Как отмечается, многие американские компании не рассчитывают на то, что монетарная политика ФРС сможет привести к повышению экономической активности. Процентные ставки в США в декабре 2015 г. были повышены впервые за последние 9 лет, при этом они остаются на крайне низком уровне: в диапазоне 0,25-0,5%.
В результате многие компании не ожидают существенного роста затрат на свою продукцию в дальнейшем, и это оказывает сдерживающее влияние при принятии решений о назначении стоимости товаров и услуг.
По мнению экспертов, риски сохранения дефляционных тенденций в экономике США означают, что ФРС необходимо предпринимать больше усилий для таргетирования инфляции.
А чем именно опасна дефляция рассказывается вот здесь:
Чем сегодняшний день напоминает Великую депрессию Старший экономист Банка международных расчетов Клаудио Борио в своем труде сравнивает сегодняшнюю ситуацию с 1929-1930 гг. Господин Борио приходит к неутешительному выводу: слишком много похожего у этих двух исторических моментов.
Одна из распространенных точек зрения на Великую депрессию заключается в том, что Федрезерв не смог предотвратить острой нехватки ликвидности, это и стало причиной кризиса. Старший экономист Банка международных расчетов так не считает. Наоборот, он вводит новое понятие "финансовой эластичности".
В него включается не только сам излишек ликвидности, но и ее переток на развивающиеся рынки, в связи с тем что у развитых стран слишком низкие ключевые ставки. Такая ситуация была характерна для мировой экономики накануне Великой депрессии. То же самое происходило и совсем недавно.
Американские инвесторы получали внушительные доходности при относительно невысоком риске. Однако затем стандарты кредитования стали смягчаться, что повлекло за собой рост количества дефолтов, а Федрезерв еще и повысил ставку в 1928 г. Доллар стал возвращаться домой, чтобы не рисковать за границей. Вернувшийся из развивающихся стран внушительный объем кэша инвесторы переложили в американские акции. Это привело к перегреву на фондовых площадках, а затем и к печально известному краху. (привет долларовому пылесосу!)
К 1929 г. разворот потоков капитала и падение цен на сырье окончательно дестабилизировали развивающиеся рынки (которые в ту эпоху, лишенную политкорректности, называли "странами третьего мира"). Начались массовые банкротства добывающих компаний. (привет Сланцевому Пузырю!)
В 1930 г. несколько стран Латинской Америки провели девальвацию, а вскоре и объявили о дефолте по гособлигациям. Затем кризис перекинулся на Австрию и Германию. После - на Великобританию: Лондон активно финансировал австрийские и германские проекты. Перспективные кредиты на них перешли в разряд "плохих" долгов. Британия попыталась решить проблему при помощи девальвации, но в 1931 г. Федрезерв опять повысил ставку, дабы приостановить отток золота. Тут уже началась глобальная банковская паника.
Большинство стран прибегло к жесткому контролю капитала. Трансграничные инвестиции резко сократились, вместе с ними замедлилась международная торговля. Зарубежные гособлигации на балансах многих банков стали просто бумажками. Тогда же легендарный экономист Джон Мейнард Кейнс и произнес: "Пускай все товары и капиталы производятся дома". О глобализации забыли. Наступила эпоха протекционизма.
Переносимся на 86 лет вперед и видим слишком уж похожую картину. Низкие ключевые ставки ФРС, ЕЦБ и Банка Японии подтолкнули мировых инвесторов к тому, чтобы вкладывать в Китай. Но Федрезерв начал повышать ставку, и капитал стал уходить обратно.
В 2015 г. развивающиеся рынки пережили первый суммарный отток капитала почти за 30 лет. По оценкам Всемирного банка международных расчетов, такая динамика может сохраниться и в текущем году. Агентства понизили суверенные рейтинги Бразилии и Южной Африки. Цены на сырье продолжают падать.
Призрак протекционизма вновь витает в воздухе, несмотря на все усилия ВТО и прочих организаций. Европа и США установили заградительные тарифы на сталь из Китая и России.
Общая ситуация усугубляется тем, что в 1930 г. хотя бы был мощный естественный ограничитель в виде золотого стандарта. Сегодня и этого нет. Буйная фантазия финансистов не ограничена ничем: рынки различных деривативов оцениваются в десятки триллионов долларов, и уже непонятно, кто, кому и сколько должен. Это один из элементов финансовой эластичности, о которой говорит Клаудио Борио.
Старший экономист Банка международных расчетов предупреждает: все может закончиться соревновательной девальвацией, как это было между двумя мировыми войнами. В будущем это чревато экономической стагнацией и чрезмерным протекционизмом. Судя по намекам ЕЦБ на новые меры, неуверенности ФРС в дальнейшем повышении и отрицательным ставкам Банка Японии, мировые регуляторы готовы к бегу по граблям. (готовы??? они уже бегут по ним и вовсю!)
Да, параллели ну просто напрашиваются. Добавлю лишь то, что окончательно выйти из Великой Депрессии САСШ позволила лишь вовремя начавшаяся Вторая мировая война.
Резюме. Первая половина 21 века станет эрой глобальных потрясений. Не думайте, что она обойдет стороной лично вас. В большей или меньшей степени, это затронет всех. Правда, в разных странах по-разному.
Войны за ресурс, новый передел и переустройство - вот судьба планеты в следующие несколько десятилетий. Это может не нравиться, но этого уже никак не избежать.