На выходных встречался с двумя своими друзьями, которые работают в области морских перевозок. Много чего узнал. но обо всем по порядку.
Первый мог друг уже почти два десятилетия живет и работает в Лондоне, в одной из крупнейших судоходных компаний. В теме очень компетентен, кроме того, раньше не раз делился со мной своими прогнозами по Британии, которые всегда сбывались. Сюда приезжает в среднем раз в год. Вот и сейчас заехал на неделю.
Ну так вот что он говорит. Если характеризовать ситуацию в отрасли, то можно одним словом - Ж..А.
По его компании в сравнении с 2008 годом объемы перевозок упали где-то в три раза. Это по состоянию на осень, за последние два месяца у него данных пока нет.
В Британию сейчас идут два вида судов - танкеры и контейнеровозы. То есть, возят нефть и товары (процентов 90 - из Китая). В обратном направлении - практически ничего. "Какой нафиг, экспорт? Они же ничего не производят" - вот дословный ответ.
Что интересно - в начале этого года объемы оборота с Китаем увеличились, и заметно. А с конца лета - опять начали идти вниз. Что еще интереснее - увязывает он это с тем, что мелкобритты вообще сейчас на Китай переориентировались. Во всех отношениях. Так что похоже,
глобальный переезд цивилизации действительно идет вовсю. И для их конторы китайское направление сейчас - основное. Многие сотрудники оттуда месяцами не вылазят, по командировкам путешествуя.
Практически однозначно заявил, что референдум по выходу из ЕС будет уже в первой половине этого года. И - скорее всего проголосуют за выход.
Ситуация в Мелкобритании неважная. Цены растут, социалку режут, наплыв мигрантов действительно большой, сами же мигранты "тупы, агрессивны и наглы до беспредела". Про молодежь местную полностью согласился с определением "мясное поколение".
В общем - человек понимает, что Песец не за горами и вполне допускает, что из Британии придется уезжать. Не в страну 404, разумеется.
Второй мой друг - помощник капитана, недавно вернулся из рейса (ходили около 8 месяцев). Были в Южной Америке (там немного), затем Австралия и Китай (основное направление) и немного по другой части Юго-Восточной Азии.
Из Австралии в Китай возят руду. Подтверждает значительное падение объемов перевозок в последние года полтора-два, а в этом году - оно еще и ускорилось.
Очень много судов стоит на приколе, практически везде, во всех портах. С работой. если ты не высший командный состав - полная задница.
Рассказал он и о том, что для нынешних выпускников букраинских морских училищ и институтов шансы пойти "под флаг" стремительно тают и стремятся к нулю. Две причины этому есть. Во-первых, качество подготовки современных укромореманов резко упало, и их квалификация тоже. Зато "все с амбициями и все хотят сразу как минимум пару штук получать" (цитата). Исключение составляет лишь высший командный состав (капитаны и их помощники) с еще советским обучением и подготовкой. Они спросом у судовладельцев пользуются даже сейчас.
Ну а во-вторых, по его словам на Филиппинах открыли крупнейшую морскую школу, которая выпускает моряков младшего и среднего звена (механики, радисты, электрики и т.п.). Из числа местных. Требования по зарплате у них куда меньше, чем у укров, стало быть - они и гораздо выгоднее. Особенно в нынешних условиях.
Дальнейшие перспективы отрасли оценивает пессимистично, с тем, что Песец еще впереди - согласен.
Такие вот дела. Знаете, по большому счету ничего такого нового мне в общем и не сообщили, большую часть этого я знал и раньше. Но одно дело читать обо всем этом отстраненными глазами, и совсем другое дело - когда тебе подтверждают это люди, которых ты знаешь.. ну, четверть века точно. И которые напрямую относятся ко всему этому.
Песец уже пришел. Он среди нас. Надолго.
И с этой оптимистической новостью нам придется жить многие годы.