В связи с тем, что фрилансерский проект малый закончен (осталось только дождаться денег :-)), а фрилансерский проект большой не мычит, не телится из-за отсутствия финансирования. У меня появилось время на давно обещаный пост о Нижегородской ярмарке.
Нижегородские земли расположенные на слиянии Волги и Оки издревле служили местами крупных торжищ. Первые упоминания о них относятся аж к IX веку. Но по настоящему крупная ярмарка зародилась по приказу Великого Князя Василия Иоановича в 1524 году у городка Васильсурска. В 1641 году ярмарка перебралась ближе к Нижнему под стены Макарьевского монастыря, расположенного в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге и была официально признана с 1651года. Долгое время она так и называлась - Макарьевская. Ярмарка постоянно расширялась и уже в конце XVII века приобретает международный статус. Сюда тянутся караваны из Бухары и Хивы, Персии, Закавказья. И всё было хорошо пока не случился 18 августа 1816г. сильный пожар, уничтоживший практически все постройки. Поговоривали, что к пожару приложили руку крупные нижегородские купцы, сильно завидовавшие успеху Макарьевской ярмарки. После пожара, было решено ярмарку на прежнем месте не восстанавливать, а перенести в Нижний Новгород как "пробную" на один год. Для руководства, планирования и строительства на новом месте в Нижний Новгород был отправлен А.А.Бетанкур, который в своем официальном донесении царю писал, что "новое место для ярмарки в высшей степени удобное. Врачам тут делать нечего, люди не болеют, отсюда легко отправлять товары в обе столицы и за границу, что если это место благоустроить, прорыть каналы, кое-где возвысить площадь, то из этого места можно сделать маленькую Венецию". Автором проектов зданий ярмарки стал архитектор Монферран, осенью 1816 года приехавший в Россию из Парижа.
О преимуществах расположения ярмарки в Нижнем Новгороде историк и этнограф П.И.Мельников писал:" ...сама природа укзала Нижнему Новгороду быть одним из важнейших городов мира. Географическое положение его чрезвычайно выгодно. Можно сказать, что во всей внутренней России нет другого пункта, кроме Нижнего Новгорода, который был бы так удобен для отправления обширной торговли". И далее перечисляет эти удобства: "Волга и Каспийское море представляют ему открытый путь на Кавказ, в Персию, в Среднюю Азию и даже в самую Индию. Волга, Дубовская железоконная дорога и Дон связывают Нижний Новгород и Нижегородскую ярмарку с Турцией, Левантом, Египтом и Южною Европою. Волга и Кама сближают это место с Уральским хребтом и Сибирью, через которую идет открытый путь в Китай. С другой стороны, Волга с водосоединительными каналами соединяет Нижний Новгород с Санкт-Петербургским портом, этим окном России в Европу, а также и с северными губерниями Европейской России. Она соединяет Нижний Новгород с внутренней Россией и сердцем ее - Москвою".
И вот 20 июля 1817 года открылась первая Нижегородская Ярмарка.
Общий вид ярмарки "с высоты птичьего полета".
Справа виден ярмарочный собор Александра Невского на Стрелке. Левее - "подковообразный" обводный канал, сооруженный Бетанкуром. Канал охватывает "первоначальную" территорию ярмарки (времен Бетанкура, 1817-1822 гг.), здесь видны торговые ряды - всего 48 каменных корпусов, ближе к берегу Оки - виден главный ярмарочный дом, и на одной линии с ним, ближе к верху "подковы" - "староярмарочный" Спасский собор. Через Оку протянулись два плашкоутных моста. Один (который правее) проходил на месте будущего Канавинского моста, вплоть до противоположного берега Оки, второй мост (левее) доходил только до "острова" - так называемых "Гребневских песков", где располагались железные ряды (шла торговля железом).
А здесь вид ярмарки с другого "ракурса" - от верха "подковы", ближе к нам - староярмарочный Спасский собор. Масштаб здесь покрупнее. Собор Александра Невского здесь виднеется слева, а впереди - "остров" на Оке (те самые Гребневские пески) и холмистый противоположный берег Оки (нагорная часть города).
Вот как описывали ярмарку в первой половине 19 века:
"Балаганы расположены регулярнейшим образом, а именно: вдоль Оки по левую сторону от моста - Сибирская железная линия, далее - между рекой и длинным озером - ряды: лоскутный, кафтанный, ягодный, иконный, хлебный, пироженный, мясной, наконец, бойня. По правую руку, вдоль берега, ряды: хрустальный, фаянсовый и канатный; за ними параллельно озеру: стеклянный, холщовый, мыльный, варепьешной, меховой, шляпный и рукавишной. Донской, Уральский кожевенный, Ярославский железный, Нижегородский железный, табачный, корзинный, горячей воды, сапожный, светильный, циновочный, окошечный и, наконец, харчевни. Перейдя широкий мост через указанное озеро (на нем сверх того еще устроено четыре моста), по правой руке расположены меняльные и мелочные лавки, линии: фарфоровая, зеркальная, мебельная... "
А еще существовали ряды: жемчужный, серебряный, галантерейный, игольный, позументовый, фруктовый, водочный, напиточный и прочие, прочие. Со стороны волжского берега Стрелки располагались склады чая, который привозился из Китая через знаменитый забайкальский город Кяхту..."
Торговые ряды. Вид от Спасского "староярмарочного" собора. На первом плане - китайские "чайные" ряды в виде пагод, находились они прямо перед Спасским собором. Впереди виднеется другой (холмистый) берег Оки.
Александро-Невская улица. Вдали виднеется собор Александра Невского. Справа - два плашкоутных моста через Оку, слева видны две "башенки" главного ярмарочного дома (конец 19 века).
А вот главный ярмарочный дом начала 19 в. построенный Бетанкуром (гравюра). Который, к сожалению, до наших дней не сохранился.
На его месте в 1890 году был построен новый ярмарочный дом, благополучно сохранившийся и по сей день.
Вот так сейчас выглядит здание вскорости отмечающее свой 120-летний юбилей.
Колокольный ряд на ярмарке.
Торговые ряды вдоль окского берега.
Сибирские пристани принимали грузы со всей империи и не только.
Из книги "Старый Нижний":
"... На нижегородской земле добрососедствовали собиравшиеся во имя общих коммерческих интересов христиане и мусульмане, иудеи и буддисты. Среди хозяйственных построек, лавок, торговых рядов многоголосой ярмарки возвышались армянская церковь, виднелся полумесяц татарской мечети. А за рекой, в нагорной части, на главной улице города, Большой Покровке, находилась лютеранская кирка, украшенная изящным портиком. В том же районе, на Грузинской улице, в конце прошлого века была возведена синагога.
Ярмарочное купечество умело показать свои "интернациональные" чувства к коллегам-предпринимателям, выразить заботу и подлинное гостеприимство.
"Нестор ярмарки" - Андрей Мельников повествует: "В 1890 году в первый раз прибыли на ярмарку афганские купцы после только завязавшихся торговых отношений с Афганистаном. Закупив товару на крупную сумму, они погрузили его на баржу у Сибирской пристани, но еще не успели застраховать, как над ярмаркой разразилась страшная гроза. Молния ударила в баржу с погруженным афганским товаром, и товар вместе с баржею погиб в пламени.
Губернатор Баранов принял в них участие: он сумел повлиять на ярмарочное купечество, выставив доводы, что такое прискорбное начало торговых отношений с Афганистаном может отнять у России крупный рынок сбыта".
Русские купцы тотчас на ярмарке собрали для афганцев и выдали им как полную компенсацию товаров на те же 250 000 рублей. Это был дружеский шаг во имя грядущего развития торговли с Афганистаном. Поступок получил всеобщую огласку в мире, особенно в странах Востока. Афганские купцы год спустя вновь прибыли в Нижний Новгород и, явившись к губернатору, отдали ему сумму в 1500 рублей, якобы переданную сверх стоимости русскими купцами после гибели баржи с товаром. Нижегородские газеты сообщили об этом и поведали читателям, что неожиданный "остаток" губернатор Баранов отдал на нужды нижегородского речного училища..."
Каждую весну территория ярмарки превращалась на время половодья в "нижегородскую Венецию". Вдалеке собор Александра Невского.
Так выглядит собор Александра Невского сейчас.
А теперь общий вид ярмарки во время половодья с колокольни собора Александра Невского.
Вид Спасского "староярмарочного" собора и китайских рядов во время половодья.
Фотографии и рисунки взяты из книг: "Старый Нижний", "Живописный Нижний Новгород", "Открытки Максима Дмитриева", а так же с сайтов нижегородских фотографов.
Сейчас это трудно себе представить, но в период наивысшего расцвета (конец XIX-начало ХХ веков) более 60% всего импорта поступающего в Россию проходило именно через Нижегородскую ярмарку. Во время работы ярмарки там постоянно проживало 250000 - 300000 человек, в то время как всё население города Нижний Новгород в ту пору состовляло менее 45000 человек.
Естесственно далеко не все приезжали на ярмарку зарабатывать честным трудом, и в полный рост вставл вопрос обеспечения порядка в этом огромном скоплении людей.
Ещё одна цитата из книги "Старый Нижний":
"... Перебирая картинки Нижегородской ярмарки, хотелось бы напомнить еще одну, - связанную с охраной порядка в этой многотысячной людской толчее.
В помощь местной полиции и гарнизонным инвалидам к открытию торговли прибывали из Оренбурга отряды уральских казаков. Летописец "всероссийского торжища", сын П.И.Мельникова-Печерского - Андрей Мельников, художник и краевед, вспоминает, что казаки "постоянно, по разным случаям придирались к проезжающим и проходящим и брали с них деньги. Между тем они пользовались постоянным покровительством губернатора. По мосту, соединяющему город с ярмаркой, была запрещена скорая езда. Это запрещение подавало повод расставленным на мосту казакам останавливать некоторых проезжающих за мнимую скорую езду и отпускать их только за деньги... ( вот откуда ведут свой род современные ГИБДДшники :-))
... Вообще казаки вели себя на ярмарке, как в каком-нибудь завоеванном городе. По ярмарке, особенно под вечер, нередко раздавались крики: караул! Казаки тотчас скакали на место происшествия и, как говорят, насколько верно, нередко сами помогали грабить, за что с ними делились грабители, или же, наскакав, отделывали нагайками и грабителей и ограбленных, а затем и с тех, и с других брали выкуп".
С берегов Урала казацкое воинство выступало "в поход на Нижний Новгород" по ранней весне. Шли, как в военную пору, форсируя реки, ночуя в поле. Весь путь продолжался почти полгода в оба конца. Возвратившись по осени в родные станицы, казаки зимовали и снова "шли на Нижний".
Лишь с развитием волжского пароходства, где-то с конца 1850-х годов, уральцы начали ходить боевым уставом только до Самары, где их вместе с конями грузили на барки, которые буксиром волокли вверх по течению до места летней службы..."
В советское время ярмарка проводилась в 1922 - 1929 гг. В это время она имела еще достаточно большие обороты. Торговлю вели не только все республики СССР, но и страны Востока: Персия, Китай, Афганистан, Турция, Монголия и Ирак. Во главе ярмарки стоял С.В.Малышев - председатель ярмарочного комитета, которого также называли "красным купцом". В советское время она уже не достигала уровня своего дореволюционного развития и не охватывала всех торговых помещений, сосредотачиваясь в отдельных рядах вблизи Главного дома. В 1920-е годы началось разрушение ярмарочных зданий.
6 февраля 1930 года было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.
Закрытие ярмарки стало одной из последних акций по уничтожению нэпа. Ярмарка была ликвидирована как социально враждебное явление.
Вскоре после этого развернулась кампания за переименование Нижнего Новгорода.
В 1930-е годы город утратил не только славу крупнейшего торгового центра страны, но и свое историческое имя.
В 1920 - 30-е годы ярмарочные здания в основном были приспособлены под жилые помещения, и вскоре здесь образовался район трущоб. Многочисленные культовые постройки) за исключением двух соборов, были разрушены.
Так прекратила своё существование Нижегородская Ярмарка. С конца девяностых годов прошлого века предпринимаются попытки по её возрождению, но пока это просто мизер по сравнению с былым величием.