Домашняя младшая школа: сплошь открытые вопросы!

Sep 26, 2013 19:11

На тему школы я не хотела думать пока, но пришлось, потому что меня всё чаще начали спрашивать люди, куда я собираюсь отдавать своего старшего ребёнка? Многие из них являются сторонниками домашнего обучения. Боюсь сказать, я сама совсем недавно рассматривала вариант стать школьной учительницей. Но остановилась на золотой середине, действительно в пограничном состоянии - я репетитор русского языка, литературы и начальных классов...
А сегодня мне довелось общаться в интернете с прекрасной девушкой, которая три года с другими идейными мамами организовывала домашний детский сад. Но в результате последний год ребёнок (6 лет) начал ходить в самый обыкновенный сад (потому что с маленькими двухлетними малышами, которые стали последнее время поступать в домашний садик, девочке стало скучно, и у самой мамы не осталось сил заниматься этим энергоёмким делом), и в планах поступление в обычную общеобразовательную школу, с разницей, что в православную, где программа не такая зверская, как в программах типа Петерсон. Конечно, ее не устраивает сложившаяся образовательная система, но и домашнее обучение оставляет за собой множество открытых вопросов.

Мы говорили о том, что вроде сами все учились в школах, и всё хорошо (у кого как, наверное). Каждый в меру своих способностей занимается своим делом и своими личными поисками. У каждого разная судьба и не у всех бывших детей выработался конформизм или образовалась психотравма. Пусть не все, конечно, любили школу в своём детстве. Но учились и выросли. Так ли страшен чёрт, как его малюют? Всё, в конечном итоге, зависит от семьи, воспитания, от выбора внешкольной среды обитания, - считает моя собеседница.

Некоторые мамы сознательно (по разным причинам) отказываются от школы и берут на себя ответственность за школьное образование своего ребёнка.

Вот уже год я стабильно работаю репетитором, и немного отстранённо и в то же время изнутри вижу проявления разных систем. Часто из-за того, что мамы начинают давить на детей с обучением, у детей начинаются психозы и вообще какое-то непонимание, разобщение. Перегнуть палку на самом деле очень просто. Дети больше хотят маму для общения, для любви, для совместного времени... а потом уже для уроков. Мамы не всегда справляются с задачей организации домашней школы. А если и справляются, то не всегда это самим детям нравится (особенно если этот процесс доходит до окончания школы). Да и если обратиться к возрастной психологии, маме очень сложно выполнять две социально и психологически значимые роли одновременно - и учительницы, и мамы.

Есть ещё мамы, которые помимо школы после рабочего дня бьются над домашними заданиями. Такой тандем мне встретился летом. Мама была очень вымотана этим режимом и переживала о том, что её отношения с сыном (9 лет) могли бы быть лучше. Практически месяц перед их отъездом на море мы с этим мальчиком занимались, играли, читали, писали читательский дневник. А под конец мы долго говорили с его мамой. И она сама пришла к мысли, что нужно ребёнка уводить из специализированного лингвистического класса, несмотря на её амбиции (она лингвист, переводчик в одной крупной московской компании). Вместо вечерних битв по подготовке домашнего задания по английскому они решили больше проводить времени вместе, общаться, путешествовать...

Бывают, конечно, дети-интроверты, которые сами прекрасно справляются с обучением, могут учиться на экстернате до 11 класса, тогда маме с ним легко и просто. И школа не нужна в таком случае. Но таких детей очень мало! Это дети-гении. И лично я с такими не встречалась. Только слышала краем уха.

Мой вот ребёнок не такой. У него хотя и очень подвижный ум, развитая фантазия, но он не любитель сидеть на месте, изучая досконально какой-то предмет. И вообще он экстраверт и будущий оратор. Я не хочу с ним портить отношения из-за своих личных амбиций или убеждений. Вот в детский сад он не хочет. Не знаю, кто ему внушил это. Но каждый мой разговор о детском саде сводится примерно к следующему:
- Даня, а ты хотел бы в детский сад?
- Нееееет!
- А почему?
- А потому что я не хочу оставаться один надолго.
- Но там же еще очень много деток и воспитательница.
- Мам, ну, ты же и сама нас воспитаешь!
Хорошо. Пусть будет так, воспитаю. Но учить его я не хочу. С нас хватит той принудительной практики выполнения домашних заданий для репетитора. Ребенок научился читать с этой девушкой, но и заработал при этом невроз - начал грызть ногти. Через месяц после моего отказа от занятий (репетитор не понимала, что я хочу, чтобы она просто с ребёнком занималась для его же удовольствия, она могла только требовать) невроз прошел. Мотивации к чтению тоже не появилось... Мой прокол? Да ну вроде каждый день с ним сама вслух читала по 20 - 30 страниц. Даня читал заголовки, сам же текст книжек до сих пор ему кажется непосильной глыбой, даже не попробует. Навык практически забылся... Просто было рано, не созрел. Но все будет - в свое время. Начал же он рисовать осмысленные немонстроподобные композиции сам :) Дождалась!

Сегодня он нарисовал жирафа под дождем у моря. Из-за того, что жираф намок, с него стали стекать пятна, поэтому жираф на рисунке одного цвета, а на земле рядочком бегущие пятнышки.



Я знаю, насколько эффективным может быть обучение с хорошей учительницей, и насколько неэффективным может быть обучение с мамой. Иногда ко мне обращаются мамы, которые два-три года протянули лямку с домашним обучением и... поначалу казалось всё просто, ребёнок даже перегонял сверстников в чём-то. Но в какой-то момент положение меняется и обнаруживается, что ребёнок отстаёт, а мама не чувствует в себе сил дальше заниматься по школьной программе. А потом они решают его всё же в школу отдать.. теперь просят репетиторов подтянуть к школе в сжатые сроки...

И почему мы сначала делаем, а потом думаем? Почему мы полагаемся на авось и почему нам хочется, чтобы по щучьему велению, по моему хотению всё само собой происходило...?

И я опять думаю, а не пойти ли мне самой в школу и не постараться ли вложиться собой в образование детей?

естественное родительство, дети, школа, горизонт восприятия, русский язык, права матери и ребенка, люди, свобода, психологические травмы, материнство, работа, семья, Даня, чудовища, воспитание

Previous post Next post
Up