Бред самоуничижения или как сесть на иглу вины

Oct 24, 2016 16:31

Когда я стала работать психологом, то невольно задалась вопросом... не лезу ли я тут маленько на место Бога (ответила себе, что нет, потому что человек сам приходит за помощью и я спасаю его посильно, а не ценой крови и тела:). Потом я задалась другим вопросом - нет ли конкуренции между психологами и церковью? Не в религиозном смысле слова, а... как между организациями, те и те работают с человеком и его душой. Да простят мне верующие маркетологический ракурс моих религиоведческих размышлений.)) Я расскажу не про конкуренцию сейчас, про разный угол освещения одних и тех же вопросов жизни человека.

Мысли эти мои лежали на полках, пока не стали происходить в моей практике следующие вещи... но я хотела бы рассказать немного своей истории.

Когда в 27 лет я была замужем за игроманом, то носилась отчаянно по всем храмам Питера с вопросом, что делать и как жить. Я исповедовалась, причащалась, батюшки мне советовали то отдать ему все деньги, то забрать у него все деньги... и мне становилось только хуже. В челке появилась прядь седых волос. Мир представлялся мне какой-то лотереей с полным непониманием того, чего же хочет от меня Бог и почему мне выпал этот билет.

Позже я приехала в Архангельск, где так же в храмах искала хоть какого-то облегчения, но кроме "молись и постись, значит, ты заслужила это" ничего не слышала. У меня тогда вообще мозги ехали "Боже, 18 лет жизни с отцом алкоголиком, а теперь еще и это "заслужила", где же просвет, хоть с моста прыгай"... Так я в каком-то, как мне кажется, почти пограничном состоянии дошла до психотерапевта, который и помог мне разобраться с вопросом, на который у священников не было ответа "что я должна понять, с чем разобраться и почему вообще, чьерт побьери, я залезла в этот брак и так трудно вылезала из него при всей однозначности фактического происходящего - не любит, не ценит".

Так, я ушла из церкви, взяв оттуда только одно состояние - постоянного предстояния перед Богом. Разорвав цикл "накакала - принесла на исповедь, облегчилась - поскакала, запачкалась, сокрушилась, накопила грехов - облегчилась", с вечным ощущением обосравшегося виноватого по факту рождения ребенка с грешной душой, больной по своей природе после грехопадения... и прочими примочками. Убрав ощущение наказанного ребенка и поселив внутри "Бог меня любит и хочет моего роста".

Но что же теперь я вижу. Расскажу пару примеров из своей практики. Приходит женщина с паническими атаками. Психиатры ее лечили неистово три года в отделении неврозов, спрашивали, "пошто секса у тебя с мужем нет"... мы же разобрались за один раз, убрав стресс от того, когда клиентка нашла своего отца повесившимся.

Понятное дело, что тема панической атаки она не одна. И специалисты знают, что за ее началом стоит длительное накопление адреналина от стрессов втечение жизни. И их тоже придется убирать. Притом, что мозг - адова машина - постоянно будет отслеживать "а вдруг это случится снова". Поэтому терапия здесь нужна длительная. Мою клиентку, к слову, отец бил собачьей цепью и регулярно отвешивал ей подзатыльники, и она с флагом "заслужу папину любовь" (которую так и не увидела при его жизни) - носится и надрывается в отношениях с совершенно чужими людьми. Что опять же не снижает уровень стресса.

Так вот, про мозг, который после длительного времени жизни в состоянии панических атак начинает искать "а вдруг это что-то, как раньше", любую болячку воспринимает как угрозу жизни. И вот ситуации снаружи нет. Внутри состояние около дела, но мозг будоражит "у тебя кольнуло, это, как раньше, вот-вот нагрянет...". И это надо пережить, что называется, при этом терапия по развязыванию прошлых стрессов весьма желательна.

Устав от состояния ожидания панических атак, которых уже нет полгода, моя клиентка пришла в церковь... И там ей рассказали, что дух отца не успокоился и это он ее будоражит, что ей надо его отмаливать, а не заниматься фигней, что она плохая дочь, поэтому вот это все случилось... и из выздоравливающего человека мы имеем новую невротичку. Виноватую во всем. Посмотрим, как будет развиваться ситуация и куда денутся состояния предчувствия панических атак, когда все процедуры будут выполнены. Я ничего не имею против поддержки умерших молитвами. Но что же, кроме этого, делать живым, чтобы быть здоровыми, вот я о чем...

Другая ситуация произошла с клиенткой с половой распущенностью. У которой тема униженности и затяжной депрессии (10 лет на антидепрессантах) вылилась в желание быть нижней в БДСМ. Пришла она ко мне тоже почти в пограничке. Не задевая мораль, мы с ней решили тему униженности и как-то БДСМ ее больше не манит. Нормальная мама и жена стала. Семьей занимается. Но мы не касались темы вины. А тема вины есть там, где есть тема униженности. Ведь мамы обычно не только сравнивают, унижают достоинство ребенка, они еще и винят его за здоровые проявления. И вот клиентка зашла в храм, так как за свои измены мужу чувствовала вину. Я бы сказала, здесь ответственность должна быть, но не вина. Думаю, из моего рассказа и так понятно, что при отсутствии определенной детской травматики она вполне была бы приличной мужней женой, не свалившейся ни в депрессию, ни в половую распущенность, что было выходом стресса. Механика тут нехитрая.

И что же мы теперь имеем? "Ты плохая, на службы не ходишь, детей не водишь, ты виновата перед мужем, перед детьми, перед всем родом"... и вот уже новый невроз на подходе, и снова она перестает слышать детей, хочет им, основываясь на своем чувстве вины, дать побольше (пихает в них кружков-подарков непомерно, кидается по первому зову завязывать шнурки и так далее), чем провоцирует травматику, прощает мужу его выпивку (она же тоже не святая, должна теперь крест нести). И вместо выстраивания здоровых отношений назревает новая проблема. Решит ли клиентка свои вопросы, находясь в храме? Я не знаю, но знаю, что крючок мощный... ибо совершенства в нас всегда не 100 процентов и даже не 80, ошибок мы творим порядочно, так как опыт где-то брать надо, а потому посадить на иглу вины любого при желании можно легко.

Оговорюсь, что мое второе высшее образование "Религиовед", специализация "Психология и социология религии". И теперь я вижу воочию, как это работает. Я не рассуждаю, что хорошо и что плохо, никого не призываю идти в храм или бежать из него. В своей практике и на примере своей жизни я увидела, как просто свернуть с пути выздоровления и роста (чего, как думается мне, гораздо больше хочет Бог, ибо он есть Любовь, как мы помним и ближнего он нам завещал любить, как самого себя))) в очередной невроз, в бесконечное замаливание грехов прошлого (ведь ты не знаешь, сколько молитв достаточно, а если ничего не меняется, то ты плохо молился и постился). И все это вместо того, чтобы поблагодарить Бога за опыт, ситуации, новое видение мира, взять на себя ответственность за содеянное, попросить прощения у тех, кого обидел, и отправиться в будущее. Делать это можно хоть в храмах любых конфессий, хоть за их пределами.

Лена

психология, мироустройство, мысли, вера

Previous post Next post
Up