Я вот много думала о том, каковы же изменения, которые пришли в нашу жизнь с этими всеми гаджетами. Не в жизнь моих ровесников или людей старше, а в жизни тех, кто родился (сегодня уже установлено) позже 1986 года.
Я пытаю учителей - как изменилось восприятие детей.
Учителя говорят мне - не способны воспринимать большие тексты, с эмоциональной сферой, эмпатией, пониманием чужих эмоций - полный швах. Для них же вся жизнь, как просмотр ролика. Чем чучелее - тем у тебя больше лайков. Чем больше идиотизма - тем ты больше звезда. Вдобавок нервы у детишек ни к черту, недавно родились, а уже на грани. Наблюдала подобное с дочерью моей подруги.
Я общаюсь с психологами - ясно-понятно. Психологи говорят, мол, да - изменились способы восприятия информации. Слайды, видео - вот то, через что сегодня дети познают новую информацию. Но это все не так важно...
Я думаю сама... вот при трансах рекомендуют поднимать ладошки вверх, потому что на ладонях больше рецепторов чем на всем теле. Чтобы не было сигналов, не отвлекало. А у детей сегодня ладошки что, успокаиваются? Они водят ими, тыкают на клавиши, они их используют совсем-совсем не так, как это было века и тысячелетия. Что же удивляться, что они нервные, раздраженные и неадекватные? У них постоянная стимуляция нервных окончаний идет. Помимо кучи прочих раздражителей, что вокруг шлют им рекламные и прочие послания.
А что удивляться, что они неадекватно воспринимают эмоции. Им смайл шлют - они его приняли и по-своему поняли. Им достаточно. Мир им улыбнулся или чего еще послал в картиночке. Их бесят живые люди. Потому что они общаются с этими кружочками, точками, рисованными слёзками, а живых этих уродов, их не выключишь нажатием красного крестика.
А знаете, что я вижу на практике, когда ко мне приходят девочки лет двадцати? А то, что мы можем долго говорить, что способы восприятия информации сегодня изменились. Жизнь людям испытания в слайдах, видео и лайках не посылает. И они, эти детишечки, к жизни не приспособлены вообще.
Да, внимание важно всем. Да, без внимания даже отказные дети, вроде бы как ничего не осознавая, принимают "решение" умереть. Но эти детишечки 20-летние вообще без обратной связи не могут. Они не знают, что им нужно, они вообще не понимают, кто они. У них в башке рэперы с цепями и их чики, какая-то житуха из клипов, а при первом столкновении с жизнью... с простой обычной жизнью, которую мы все проживали - с расставаниями, с потерями, с неудачами - у них просто истерика и полный хаос в голове. И оттого, что им постоянно нужна обратная связь, как правильно, что больше в рейтинге, что в топе, они вообще не знают, куда пойти и что сделать. Сидят и ждут после неудач, думают, что они прокляты, а еще... страдают, что все будут знать, что у них плохо.
Я просто прихожу к мысли о том, что наша молодежь живет сознанием деревенского жителя в самом плохом понимании. Интернет сделал жизнь молодежи большой деревней. Все-все видят, сколько лайков, блин, чо скажут, а дай, я платье малиновое с петухами надену, вот Венерка обзавидуется, а вон мы с Васькой под ручку, пусть Варварка подавится. У меня не проходит ощущение, что в голове детишек их соцсети это и есть та самая деревня с домами в два ряда, где главное показать, что живем мы не хуже других.
И ведь когда эти детишечки хотят работу, они не просто так хотят тупо большую зарплату. Это для них как очередных куча лайков. Только в рублях. Можно Петьке похвастаться, а можно и просто удовольствоваться. А на самом деле детишечек этих нет. Губки, глазки, реснички, ноготки, пупки, луки и "хочу замуж". На вопрос "что ты дашь мужу" или "какой ты видишь свою семью" - реснички распахиваются, а ноготки готовы отвалиться. Потому что "о, ужас, чо правда жизнь такая?". Или "ну, мы там будем путешествовать, все время вместе, будем ходить в клубы, с друзьями тусить".
Кроме того, что жизнь в голове детишек, как в деревне, у них еще и мифическое мышление преобладает. Сказочки про красивую жизнь - в большом количестве во всех окнах и экранах. Смотрят эти сказочки и ждут. Так и не понимая, что жизнь - другая и тебе в ней надо все же кем-то быть. Задача максимум - собой.
Так вот как у психолога, который работает в том числе в рамках когнитивной терапии, у меня встает огромный вопрос... Наши психологические проблемы - часто неверное восприятие реальности. И людям старшего поколения настроить это восприятие обычно бывает просто на раз-два, иллюзии у них, даже если есть - они тоже из жизни, из общения с реальными людьми. А вот у детишечек реальности попутаны, реальной жизни они не знают, а та, что у них в экране, тоже к жизни не имеет никакого отношения. Поэтому я прихожу к мысли о том, что только если возвращать их на Землю через трудотерапию, чтение книг и общение с людьми. А только потом уже настраивать им какое-то восприятие реальности. О которой они не имеют никакого представления. Будто вчера родились или из космоса прилетели.
Думается мне, скоро будем иметь пример совершенно другой повальной психосоматики. Организм-то нам и механизмы работы психики после 1986 года не поменяли...
Лена