Реалисты мы, знаете ли

Oct 23, 2013 01:51

Совсем недавно в журнале "Настроение" было опубликовано мое интервью с еще одним человеком из ЖЖ - это Наталья Суркова, tata_vetrovosk. Я не частый гость обсуждений ее постов, но читаю, особенно про ее жизненный опыт - интересно и без розовых рюшечек. Что всегда подкупало - это ее трезвость и отсутствие дурацких занебесных иллюзий, хотя ей как актрисе положено иметь творческие закидоны и все эти "ах, оставьте!".)) Я уже говорила и не раз, что обожаю людей без иллюзий относительно себя, простых и в то же время проживающих жизнь подробно, осознающих себя и свое место в мире и обществе и умеющих радоваться каждой своей точке во времени и пространстве. Пусть даже не сразу... сразу частенько сложно. Люди же.
Наташа - человек, которому жизнь выдала свою порцию испытаний. Когда я о них читала, то понимала в очередной раз, что если учесть, что испытания выдаются "по силам", то силы в ней немалые. Но испытания есть у всех, главное же - итог, который привел или нет к гармонии.
Хотя кажется по ее постам, что Наташа этакая резвая и резкая, но нет... там осталась девочка, это правда, девочка с мудрыми глазами и мыслями. Та, что ценит свой путь. Живая. Мне нравится, как легко она вникает в любую жизненную ситуацию и как четко ставит ей диагноз, без всякого этого "я такая красивая, а они - дураки". Просто, легко, вдумчиво и без отрыва от фактов. Я, конечно, понимаю, что она не родилась буддой, что когда-то, возможно, в небо летели камни, но главное то, что осталось в сердце. В сердце осталась мудрость и радость, а еще готовность к новому. Пути же у каждого свои.

Реалисты мы, знаете ли

Наталья Суркова - актриса экспериментального кино и театра, маркетолог, жена и мама. Я знаю ее по ЖЖ. Ее суждения смелы и в общем-то лишены иллюзий, что всегда подкупает и говорит о том, что жизнь не просто живется...


- Наталья, почему именно этот выбор - актриса?
- Сколько себя помню, мечтала о сцене. Обожала "выступать" - читать стихи, петь, участвовать в сценках. Мы на даче устраивали целые шоу-программы для взрослых. Завернувшись в старые занавески.
Мне шесть лет было, когда я весь Новый год проревела, просмотрев фильм про циркового медвежонка, который сбежал и оказался в лесу. Дрессировщика играл Никулин. Он питомца искал, искал. А медведь вырос, да так и остался в лесу. Как теперь понимаю, это был счастливый конец. Но я рыдала в три ручья. Мишка - не вернулся в цирк, где так хорошо! Так что я всегда была девочкой со сдвигом.
В школе ненавидела Каштанку. Предательница! Всех подставила своей дурацкой верностью. Ну, и естественно, когда научилась читать пьесы (многие рассказывают, что это было трудно, но я - просто "внезапно все поняла") - проигрывала все роли. И мне казалось, что получается ого-го, как талантливо. Хорошо, что тех проб никто не видел! Гурмыжская десяти лет от роду. Еще то зрелище.

- Тебе когда-нибудь приходилось жалеть о выборе профессии?
- Не жалела. Не о чем. Любимая работа для меня - одна из важнейших составляющих счастья. И на этой грядке я - чистой воды однолюб. А разлука с театром - одно из самых тяжелых испытаний, которые мне доставались. Вот тогда я от души завидовала тем, у кого нет такого явного призвания. Они так легко везде приживаются. А я сделала карьеру, пахала, как каторжная, выдавала прекрасные результаты, и все это - сатанея внутренне от ненависти к тому, чем пришлось заниматься.

- Почему пришлось оставить сцену, пусть даже и на время?
- У меня на руках оказались умирающий отчим, тяжело больной муж и маленький ребенок. Их надо было кормить, лечить, обеспечивать всем необходимым. Театральных заработков не хватало, а на халтурах далеко не уедешь. Деньги нужны были каждый день. Пришлось оставить сцену и научиться зарабатывать.

- Чему научила тебя профессия?
- Работать с полной выкладкой, терпеть неудобства, понимать себя и других. Я же на сцене с тринадцати лет. Меня репетиции воспитывали.

- Расхожее мнение, что среди актеров сильна зависть, подлость, жестокое соперничество. Однако, это взгляд больше снаружи. А что внутри?
- Сейчас буду умничать: любой психиатр скажет, что в театральном мире правит бал истерия. И это правда. Как и продавцы, актеры просто обязаны иметь в характере черты этого типа. А кто такие истерички? Все на плюсе! Подружка обидела - змея она подколодная, интриганка и предательница! Три дня прошло, страсти улеглись - опять не разлей вода. Если мы болели гриппом - то чуть не умерли! Все наши любови - особенные, непонятные, недоступные простым смертным. А уж если мы страдаем - то стены содрогаются. В общем, все, как у всех, только громче. А слухи о злокозненности театральной среды - изрядно преувеличены. Во всяком случае, самые болезненные удары (и по самолюбию, и по амбициям) я получила совсем не там, а в самых обычных женских коллективах.

- У человека много масок и порой сложно найти самого себя под ними и признаться, что это - я. Сложно ли то же самое актеру?
- Это часть работы. В нашем чувственном опыте есть все: и убийство, и предательство, и глупость, и жестокость. Работа заключается в том, чтобы признать, что ты - такая вот хорошая и правильная, конечно, никого не придушила голыми руками, но иногда и тебе очень сильно хотелось дать кому-то по голове кирпичом. И из такого невинного, некриминального момента можно вырастить зерно роли…леди Макбет. Которая - пошла и убила.

- Были ли у тебя иллюзии, в том числе от советского воспитания, от которых пришлось избавиться?
- Иллюзий у меня хватало. Например, я была железобетонно уверена, что людям надо помогать, не жалея для них ничего. Да-да, то самое, пресловутое, «заслужить любовь». Я смотрела на старших, которые обижали других, и думала: как же они могут, они же сами были в таких ситуациях и знают, как это больно! Естественно, эта конструкция испытания жизнью не выдержала.
Советское воспитание?..Да, был момент! Только я не считаю его иллюзией. Я была уверена, что задача искусства - тянуть зрителя на свой уровень, а не развлекать его, щекоча инстинктики и страстишки, и не уводить в прекрасный Неверлэнд из реальности. Так я и сейчас в этом убеждена. Хоть кол мне на голове тешите!

- Наталья, ты из тех людей, кто долго взрослели?
- Я стала взрослой в тот день, когда родился мой сын. Лихая безответственность свободной девушки осталась в прошлом. На свет появился человечек, который занял детское место, а его мама стала безнадежно взрослой, обязанной отвечать отныне "за себя и за того парня". Сейчас, правда, все возвращается на круги своя: парню скоро пятнадцать.

- Беззаботность свободной девушки? Ты долго себя искала?
- Я не хочу много говорить о своем детстве. Оно было тяжелым, но этап, когда хочется кричать об этом на весь мир, чтобы тебя хоть кто-то услышал, - пройден. У меня была страшная семья. Поэтому метаться пришлось долго и тяжко. Полная голова тараканов. Клубок комплексов. Я была счастлива прибиться к хиппам уже потому, что они не оценивали стоимость моих штанов и не смеялись над бабушкиными юбками, которые я перелицовывала, чтобы было, в чем ходить. А еще - они много читали, слушали рок, многие - пробовали сами играть, рисовать, петь.
Да, была изнанка движения, страшненькая, если честно. Я старалась держаться подальше от нее. Групповой секс, наркотики, криминал - прошли мимо. Вернее, я проигнорировала эти "прекрасные" возможности погибнуть. Хотя, конечно, очень больно теперь узнавать о смертях тех, кто не был осторожен. Все эти "секс, драгс, рокк-энд-ролл" хороши на словах и на экране. А в жизни они оборачиваются крайне неприглядной сутью: смертью от передоза, пропитыми судьбами, тяжелыми психозами.

- Согласись, кто-то заигрался так, что играется и сегодня.
- Да, и в нынешних хиппующих взрослых дядях и тетях меня бесят все те же вещи, что и в юности: моральная и физическая неопрятность, тяга к праздности и удовольствиям, уверенность, что мир им что-то должен за то, что они - вот такие, гениальные. хоть и непризнанные. Несерьезно все это, когда тебе больше двадцати пяти. Махровый и всепоглощающий инфантилизм. А что может сделать инфантил? Шнурки на ботинках без посторонней помощи завязать в состоянии и водки себе купить. А на творчество перезрелый подросток не способен. Когда пятилетка читает стихи, встав на табуреточку, это мило. Но под пятидесятилетним дядькой эта табуретка ломается, а он - гвоздь забить брезгует, но обиды на мир, жизнь и табуретку у него - море разливанное...

- Есть такая проблема у творческих, мол, мы такие неземные - это забыли, на то забили и все нам простите. Где граница между творчеством и вещами, которые имеют отношение к ответственности?
- Начнем с того, что мы все-таки немножко больные на голову люди. Все, поголовно. Поэтому вписывать в реальность нам непросто. Особенно сейчас, когда материальное - во главе угла. Но, это не оправдание. Выгулять свой инфантилизм можно с удовольствием, без разрушений, да еще и радость ближним доставить. Поиграть с детьми в рыцарей и дракона, оттянуться на танцполе, да хоть просто на одной ножке попрыгать.
А дела - есть дела. Не тянешь, не можешь, осточертело - уходи, никто по тебе плакать не станет. Только предупреди, что уходишь, и не жди, что за тобой помчатся, умоляя вернуться…

- Ты нередко пишешь об уродстве феминизма в своем ЖЖ. Какие в этом плане перспективы на твой взгляд?
- Равноправие, как всем известно, результат развития не общественной мысли, а индустриализации, потребовавшей задействовать женские руки в процессе производства. Патриархальная семья, которая прекрасно обеспечивала выживание в предыдущую эпоху, естественно, удовлетворять потребностям новых условий перестала тут же. Машине все равно, кто ее обслуживает, она просто должна работать. Вот вам и эмансипация, и истоки феминизма. Нравится? Зато - мы теперь свободные, распоряжаемся собой сами, получаем образование, сворачиваем горы на работе, отказывается дома мыть посуду. Не понравился муж - разводимся запросто. Да и без замужества наша сексуальная свобода гарантирована доступностью контрацепции и аборта. Женщины стали самостоятельнее, мужчины…безответственнее. Как мы будем вылезать из этого - я не знаю. Уже которое поколение растет, чувствуя себя обузой. То родители сохраняют видимость брака «ради детей», то наличие детей ограничивает родительскую свободу, то матери приходится тянуть потомков, с трудом сводя концы с концами, потому что муж - воспользовался своим правом на счастье и ушел. Пока общих для всех решений и моделей не выработано. Кроме одной: оставаться людьми, любить друг друга, не так сильно стремиться к материальным благам (обед каждый день - необходимость, но три сразу - уже перебор).

- Что тебя вдохновляет и что расстраивает?
- Расстраивает - когда денег не хватает. Синдром переживших девяностые. А вдохновляет - разное. Даже вражда или обида - может вдохновить. И вкусный обед, красивый вид или что-то совсем неожиданное: чудовищно идиотическая рекламная листовка в почтовом ящике.

- Ты время от времени говоришь о сложностях в жизни. Удалось ли в итоге заиметь положительный взгляд на вещи?
- Смотря что считать позитивным взглядом. Если говорить о вечной восторженности, вере в лучшее при полном отсутствии действий, это, конечно же, не про меня. Реалисты мы, знаете ли. Но я знаю, что жизнь - чертовски интересное приключение, которое стоит иметь. И как можно дольше.

Сокращенный вариант интервью здесь http://issuu.com/nastroenie29/docs/nastroenie

Елена Попова, журнал "Настроение"

жж-люди, интервью, жизнь

Previous post Next post
Up