- Кто ваш идеал из политиков, не обязательно современных?

Feb 10, 2009 06:13

- Почему не обязательно?!
Владимир Путин!
Борис ГРЫЗЛОВ ('Единство')
1. В ближайшее время России предстоит возвращать 3 млрд долларов внешнего долга на фоне неурегулированных отношений с международными кредиторами. Каким образом наша страна сможет выполнить свои обязательства?
2. Население столкнулось в январе с резким ростом курса доллара и потребительских цен на рынке. Сумеют ли власти быстро переломить эти тенденции?
3. Правительство до сих пор не обнародовало свою экономическую программу. Каких действий следует ждать от него в обозримом будущем?
Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации, бывший министр экономики РФ:
1.Прогнозируемый объем валютных поступлений от экспорта делает задачу возврата внешних долгов, по крайней мере в запланированных на 2000 год размерах, в принципе решаемой. Вопрос только в 'цене' этого решения. Если финансировать возврат долгов из бюджета, придется кардинально урезать другие статьи расходов, что неприемлемо по политическим и социальным соображениям. Кроме того, в отсутствие новых займов единственным источником валюты для возврата долгов является ее покупка Центробанком на внутреннем валютном рынке. Поскольку в бюджете средств на оплату этой валюты недостаточно, то ЦБ должен покупать ее для правительства за свой счет. Центробанк может покупать валюту только за счет эмиссии. Здесь мы попадаем в замкнутый круг. 'Напечатанные' рубли очень скоро возвращаются на валютный рынок, курс доллара растет, приходится печатать все больше рублей для покупки дорожающей валюты. Параллельно раскручивается и инфляция в целом. Поэтому договариваться с кредиторами нужно быстро. Как показывает наш прошлый опыт, без политических усилий со стороны самого президента вопрос окончательно не решается. Таким образом, Владимиру Путину в случае избрания предстоит нелегкая работа по лоббированию интересов России перед нашими кредиторами.
2. Именно неурегулированность вопроса возврата старых долгов и получения на эти цели новых кредитов вынуждает Центробанк 'печатать' деньги для покупки валюты. Это и является главным фактором роста курса доллара и общего повышения цен. Поскольку ожидать решения проблемы с кредиторами в ближайшие несколько месяцев не приходится, боюсь, нас ждет продолжение снижения курса рубля и роста цен.
3. Очевидно, что до президентских выборов ожидать каких-то кардинальных изменений экономического курса правительства не приходится. Плюс, предвыборная борьба имеет свои законы, поэтому приоритет будет отдан социальной политике. Путин уже объявил о повышении зарплаты бюджетникам и дополнительных пенсионных выплат. К этому же жанру относится и намечаемый рост оборонного заказа. Однако высокий предвыборный рейтинг Путина позволяет думать, что масштаб популистских решений будет значительно меньше, чем в 1996 году. После выборов начнется 'черновая' экономическая работа. Пока мы не получили от правительства какой-то четкой доктрины экономической политики.
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
1. Свои обязательства перед международными кредиторами Россия, безусловно, выполнит. Способ достижения этой цели я вижу один - за счет золотовалютных резервов Центробанка. То есть значительная часть из требуемых 3 млрд долларов будет выкуплена Центробанком на внутреннем рынке за рубли. Естественно, эти рубли сразу обесценятся, что послужит дополнительным фактором напряженности на валютном рынке и приведет к очередной угрозе инфляции. Не случайно в бюджете 2000 года заложена 37-процентная девальвация рубля: это больше, чем было в 1999-м.
2. Власти сумеют сдержать негативные тенденции на рынке до президентских выборов. Прежде всего, за счет административных усилий, например - усиления ограничений на валютном рынке. Вполне реальна ситуация, когда любое действие, направленное на ослабление национальной валюты или 'разгон' инфляции, будет рассматриваться как покушение на политические интересы государства со всеми вытекающими для 'игроков' последствиями. Страх - вполне достаточный ограничитель для особенно лихих участников рынка.
Что будет с экономикой после выборов - зависит от того, как власти развернут борьбу с коррупцией. Если правительство продемонстрирует Западу свои успехи на этом направлении, то в мае мы сможем получить долгожданный кредит МВФ. Тогда имеем шанс более-менее спокойно дожить до осени. Ну а осенью столкнемся с традиционной угрозой получить целый букет кризисов. Если же не договоримся с МВФ к весне, то кризис может грянуть уже в мае.
3. Сегодня создается такое ощущение, что правительственную программу пишут либералы. Причем те самые, что привели страну к полномасштабному кризису в августе 98-го.
Для меня критерий разумности правительства - пойдет ли оно на прямое стимулирование инвестиций. Технической трудности в этом нет, механизм небюджетного гарантирования инвестиций разработан. Весь вопрос - в наличии политической воли. Если государство ее проявит - получим возможность для экономического роста. И тогда очередные либеральные декламации будут безопасны. Если же нет - либералы снова приведут страну к краху.
Павел МЕДВЕДЕВ депутат Государственной Думы, доктор экономических наук:
1. За правительство будет расплачиваться Центральный банк. Он сейчас накапливает резервы, главным образом, благодаря тому, что продолжают расти мировые цены на нефть. Этот рост - фантастический для нас ресурс. Но все равно выплаты по внешним долгам очень дорого обойдутся и нашей экономике, и рублю. Думаю, что рубль скоро пойдет вниз. Понятно, что в первом квартале, когда придется отдавать долги, новых кредитов нам никто не даст. Так что будем снова затягивать пояса.
2. Я не вижу, каким образом правительство может переломить эти тенденции - у него нет совершенно никаких рычагов. А три миллиардадолларов долга - это очень большая для нас сумма. Остается некоторая надежда на то, что вслед за ценой на нефть подрастет и мировая цена на газ: это почти математическая закономерность. В этом случае у ЦБ появится дополнительный источник валютных поступлений. Но, с другой стороны, чем больше рублей Центробанк станет выбрасывать на валютную биржу, тем солиднее в конце концов будет рублевый ресурс всех участников рынка. И тем стремительнее будет дорожать доллар. Классический замкнутый круг.

3. Я не верю в экономические программы. Я верю в пользу конкретных рациональных шагов. Если правительство хочет рационализации экономических процессов, ему нужно озаботиться поиском значительных и 'длинных' денег для инвестиций. С моей точки зрения, здесь оптимально было бы использовать деньги населения. К сожалению, ни правительство, ни администрация президента не делают ничего, чтобы эти деньги привлечь. Более того, они продолжают препятствовать прохождению закона о гарантировании банковских вкладов. Сейчас начинается очередной этап неразберихи по поводу этого законопроекта. И то, что я слышу сегодня от представителей президентской администрации, более всего напоминает сказку про белого бычка.

Это только один пример. Но согласитесь, немного смысла в том, чтобы философствовать на тему уборки мусора в городе. Гораздо проще будет, если каждый 'поднимет одну бумажку'. Если мне с моей 'бумажкой' мешать не будут, я поверю, что и в другом месте у кого-то другого появляется возможность разгрести немного мусора. Штука ведь не в том, чтобы написать сценарий очередной революции. Правительство должно захотеть, чтобы в экономике был порядок.
Previous post Next post
Up