Nov 28, 2008 22:43
Есть в телетворчестве вещи, которые имеют не только вкус, но и дурной запах. Самое удивительное, что они почти не встречаются в эфире вместе, одновременно. Хамство всегда оригинально. Оно живет на экране само по себе. В соответствии с разнузданным укладом окружающей действительности. Пошлость, как и хамство, работает на повышение рейтинга. Это открытие стало поворотным пунктом в развитии телепроцесса в России.
Не нужно вкладывать большие деньги в производство полноценных фильмов и программ. Достаточно подпустить в эфир скабрезности, скандала, крови - и высокорейтинговый продукт готов. Даже целомудренные прежде программы о животных получили 'новое' развитие. Теперь их скорее можно назвать 'В мире сношающихся животных' или 'Диалоги о пожирающих друг друга'. Общество было еще не готово, когда в конце 80-х Невзоров открыл эпоху хамства. Как улюлюкали его 'творческим' находкам вслед! Как претила его манера общаться - то подобострастно-эпатирующая, то грубо-уничижающая. К концу 90-х страна созрела к приему хамства в неограниченном количестве. ТВ тут же наштамповало новых героев - Стриж, Доренко, Фоменко, Якубович, Крупенин, Воеводин. Ни на одном ТВ в мире не позволяют говорить со своим народом в таком тоне, как это делают у нас некоторые ведущие 'Времечка' или 'Сегоднячка'. Непревзойденные оракулы в студии - глупые граждане на проводе. 'Ночной' корреспондент 'Времечка' прославился тем, что пытался взять интервью у человека, только что выпрыгнувшего из окна, сломавшего кости и находящегося в состоянии болевого шока. Это - не Америка. Здесь за такое бьют в морду.
Сами ведущие пошло переигрывают. Стриженовы в 'Добром утре', Арина в одноименной передаче (а еще раньше во 'Времени'), Зайцева в 'Герое без галстука'. Конечно, ТВ не может быть скромным, но оно не должно являться и в столь глупом обличье. Пытаясь минимумом средств достичь максимума результата, нужно хотя бы относиться к себе с юмором и не понтить на пустом месте. Обратите внимание, какими голосами на ОРТ и НТВ анонсируют телепередачи. Раньше на базарах наиболее продвинутые торговцы так продавали семечки. 'Зайка моя' - гимн пошлости. Иезуитский характер этой вроде бы юморной песенки в том, что хавается она на полном серьезе. Так же, как и все прочее телечтиво. Такой вот уровень. Такая национальная идея. Не случайно Гребенщиков сказал, что в этой стране ничего не будет, пока поют такие песни. Культура оптового рынка с его матом и семечками подмяла под себя ТВ. Сопротивление ей оказывается только очагами - отдельные теле- и кинорежиссеры, артисты и частично информационные службы телекомпаний, канал 'Культура'. Фильтры есть на русском MTV и 'Нашем радио'. Дальше - пустота.
Является ли демонстрация в эфире РТР секс-похождений 'человека, похожего на Генпрокурора', пошлостью и хамством? На этот вопрос заочно ответил наш читатель Шульга Валерий. Еще до известного скандала он прислал в адрес 'ТелеГи' письмо следующего содержания: 'Любой политик, занимающий любой пост в эшелонах власти нашей страны, а тем более занимающий высокий пост, не может иметь личную жизнь. Если политик претендует на неприкосновенность своей личной жизни - он делает первый шаг к возвышению себя над другими и отгораживанию себя от выбравшего его общества. И в итоге несет обществу и государству только лишь вред. То, с кем политик дружит, с кем он общается, с кем встречается на работе и после нее, с кем у него одно хобби, кто его дети, кто его родственники, чем они занимаются, с кем ведут бизнес и какой. Доходы этих политиков, как они живут, в какие ходят рестораны, встречаются ли в них с главарями преступного мира, что заказывают, и превышают ли их официальные расходы их официальные доходы. Какие проходят через их окружение государственные заказы, высокооплачиваемые проекты и многое другое, позволяющее отмывать и высасывать из карманов своего народа и государства бессовестно-неприличные деньги. Телепрограмму на эту тему я предлагаю создать хоть кому-нибудь на нашем ТВ. И если бы удалось ее раскрутить, это было бы неописуемой пользой для всего общества...'
Свежую мысль сформулировал журналист Сергей Пархоменко в интервью радиостанции 'Эхо Москвы'. Он считает, что новое время вызвало к жизни людей, которые пришли в политику и экономику 'вне очереди', то есть в молодом возрасте через головы более старших, но не столь талантливых коллег. С воцарением 'правительства бездействия', судя по всему, начался обратный процесс. Футбольный комментатор Василий Уткин из того самого поколения 'вне очереди'. Его суждения свежи, неожиданны и интересны. Тем не менее самого Василия стали обвинять в некомпетентности.
Первые 'баранки' за свое новейшее политическое творчество получил от телезрителей Никита Михалков. Его рейтинг как кандидата в президенты всего 2%. Причем помпезная премьера 'Сибирского цирюльника' и многочисленные телеинтервью на эту тему сослужили Михалкову скорее плохую службу. Фильм он, может, и отрекламировал, но сам пострадал. 'Навязчивая и наглая' - так расценили телезрители эту рекламную кампанию.
Несмотря на все выкладки телетеоретиков, т.н. разговорные программы на ТВ не умирают, а, напротив, пользуются устойчивым спросом. Поговорить у нас, как известно, любят. Недостаток личного общения провоцирует очень многих поприсутствовать хотя бы при чужом разговоре. 'Здесь и сейчас', 'Тема', 'Подробности', программы Ноткина, вечерние беседы на 'Культуре', 'Герой дня' имеют своего постоянного (и благодарного) слушателя. Правда, выводы эти слушатели иногда делают весьма неожиданные. По поводу 'Героя дня без галстука' Ирины Зайцевой: 'Все жулики - наверху вообще нет нормальных людей. Если дачный участок, - пишут они в 'ТелеГу', - то не шесть соток, а минимум гектар...'
Элина НИКОЛАЕВА.