Страшные сказки

Jul 22, 2016 10:04



Известно, что народные сказки в их первозданном, неотредактированом виде содержали в себе массу страшного и жестокого. Сцены экстремального насилия, описания жестоких казней, пыток, увечий, смертей героев и т.п. В сети часто встречаются дискусии о том, правильно ли эти сказки редактировать и адаптировать под современные представления о детской литературе, вроде как столетия рассказывали их детям и ничего плохого детям от этих сказок не было.
Рассуждающие так совсем забывают о том, в каких условиях жили эти дети. Сколько всего сташного жестокого и травмирующего они наблюдали в своей повседневной жизни. Каждый из них сталкивался со смертью, причем смертью своих близких, часто - со смертью таких же детей, своих братьев или сестер (напомню, что лет так 300 назад каждый третий ребенок умирал, не дожив до 7 лет).  И эта смерть происходила не где-то там в больнице в окружении врачей и медперсонала, а дома, на глазах у всех. Со всеми физиологическими подробностями.
Живущий в деревне ребенок регулярно наблюдал сцены забоя скота. Он регулярно становился свидетелем сцен домашнего насилия. его самого избивали (да, тогда еще о том, что детей бить нехорошо, никто не задумывался).  Он с хорошей вероятностью становился свидетелем убийств ли экстремального насилия по отношению к другим людям.
Ну и, наконец, он имел опыт серьезной фрустрации витальных потребностей - в пище в первую очередь. Часто - в тепле, во сне. Про потребность в безопасности я вообще молчу.
Т.е. современный ребенок по сравнению с этим растет в тепличных условиях, и вгребя хотя бы часть опыта своего средневекового ровесника нуждался бы в длительной психотерапии. Вопрос о том, почему же тогда люди жили без всякой терапии и ничо, оставим. Они и без всякой медицины жили, и тоже ничо. Недолго, правда, жили, не все и болели постоянно, но это уже детали.
Так вот, ребенку, живущему в тех условиях жестокие сказки с кровавыми подробностями действительно не наносили вреда - просто потому, что по сравнению с его реальной жизнью они были безвредными. Больше того, думаю, что они играли своего рода психотерапевтичную функцию - проговаривание страхов, облачения их в конкретные образы, что помогало с ними справляться.
А вот нужны ли такие сказки современному ребенку, который никогда не видел смерти близкого человека или другого ребенка, который живет сытой и относительно безопасной жизнью - большой вопрос. И мой ответ на него скорее отрицательный.
Конечно, нужно смотреть правде в глаза: жизнь далеко не всех детей вокруг нас так уж хороша и безопасна. До сих пор многие из них подвергаются избиениям дома, наблюдают сцены насилия между своими домашними, глядя в телевизор видят там кровищу, убийства, жестокость. И этот опыт тоже требует определенного отреагирования. Но все же он сильно отличается от опыта жизни средневекового ребенка, поэтому и способы отреагирования, озвучивания и символического проживания требуются тоже другие. А те, старые. давайте оставим историкам.

историческая психология

Previous post Next post
Up