Гигиена в средневековье

Mar 11, 2013 14:43

В последнее время по интернету расползлась куча текстов и картинок на тему того, какими грязными, вонючими и бомжеобразными были люди в средневековой Европе. Некоторые еще и с  «патриотическим»  посылом, что-де а вот на Руси раз в неделю в баню ходили и были чистые.  Ну и вдогонку про мракобесных церковников, которые запрещали людям мыться и про улицы городов, залитые по колено нечистотами.

Расскажу немного о том, как все было на самом деле.


Естественно,  современные стандарты гигиены, типа душ два раза в день, тогда не применялись. Заметим, что и сейчас их соблюдают далеко не все, даже жители цивилизованных стран. В давние времена большинство простых людей, что в России, что в Европе мылись где-то раз в неделю.

Для начала, заметим, что здоровый человек, у которого нет привычки регулярно по пьяни валяться в собственной блевотине и мочиться в штаны, даже при режиме мытья 1 раз в неделю  ничем особо ужасным и отвратительным не пахнет.  Каждый, кто хоть раз ходил в более-менее длительные походы сам это прекрасно знает. Присутствует легкий запах застарелого пота, различимый только если принюхиваться, потому как он почти полностью забивается запахом дыма, въедающегося в одежду и волосы.

Вот примерно так же пахли простые люди  в Европе на протяжении многих сотен лет. Открытый огонь в очаге был постоянным спутником жизни, над огнем сушили одежду, у огня собирались вечерами. Вытяжка была несовершенной, дома, отапливаемые «по черному» - т.е. без трубы, просто с дырой в потолке над очагом, были типичными ажно до 19 века, так что дым был основным «человеческим» запахом и дезодорантом заодно.

Что до собственно мытья - то простые люди мылись примерно раз в неделю. Технология помывки, полагаю, известна многим читателям, по временам сезонного отключения горячей воды: кастрюльки с горячей водой, тазик и ковшик. За тысячу лет тут мало что изменилось :)

Иллюстрации:
Средневековая миниатюра:


Гравюра:


И картина Эдгара Дега


Представители более состоятельных сословий могли позволит себе принимать ванну. При отсутствии водопровода, это было делом хлопотным и без слуг тут не обойдешься - надо нагреть воды, натаскать ее в ванну, а потом теми же ведрами ванну вычерпать и воду вылить.


Обычной процедурой ежедневной гигиены было обтирание мокрой тканью.  Эта процедура сохранила популярность и позже - до 18 века (да-да, те самые "напудренные маркизы" заботились о своей гигиене именно так.



Еще одна гигиеническая процедура, пришедшая из античности, и сохранившая популярность в некоторых регионах  Европы века до 17-го - обмазывание тела маслом со специальными добавками и последующее счищание этой массы скребком. Такой древний аналог современных спа-процедур :)

вообще, изображений мытья и купания в миниатюрах, картинах и гравюрах того времени, а так же упоминаний о них в балладах и прочем фольклоре столько, что думать, что это было чем-то исключительным и "люди мылись раз в жизни" можно только по полному невежеству.

Теперь про «мракобесных церковников». Одним из самых расхожих мифов является рассказ, что-де по инициативе церкви закрывались общественные бани в городах, и поэтому все ходили грязными. Рассказывающие это не учитывают, что оные бани действительно были э-мм.. рассадником порока, и ходили туда вовсе не для помыться. Ну, примерно как сейчас «сауна с девочками» - отнюдь не гигиеническое мероприятие. И вряд ли человека, который не ходит регулярно в сауну, сейчас будут считать «грязнулей».

Общественная баня. Немецкая гравюра 16-го века


Но есть и еще один аспект, гораздо менее очевидный незнакомым с историей людям. Дело касается вопросов противостояния христианства и иудаизма. В Европе жило изрядное количество евреев и многие из них, чтобы избежать гонений и ущемлений в правах, формально принимали крещение, но продолжали втайне практиковать религию своих предков. С точки зрения христианских богословов такое поведение классифицировалось как ересь и всячески не одобрялось и преследовалось. Одним из ритуалов иудаизма является ритуальное омовение через погружение в воду для очищения от ритуальной нечистоты. - миква. Понятно, что шифрующиеся иудеи пытались замаскировать этот обряд под бытовые гигиенические процедуры. И именно поэтому омовение погружением, особенно нескольких человек в одной и той же воде, вызывало очень сильные подозрения по поводу возможного ритуального характера этих действий, и ревнители христианского благочестия  считали нужным на всякий случай перестраховаться.
Именно с этим связаны часто цитируемые, (без указания источника и без понимания сути), отказы испанских королей и королев от мытья в ванне/бассейне. Это не ненависть к гигиене, а отказ от совершения одного конкретного действия - полного погружения в воду.
Тем не менее, общественные купальни благополучно существовали на протяжении всей истории Европы.

Еще один миф касается ужасающей антисанитарии средневековых городов. Типа, улицы по колено в нечистотах, ночные горшки выливаются прямо из окна на головы похожих и т.п.
Это тоже сильное преувеличение. Действительно в средневековых городах дренажная система была открытой - по краям улиц шли сточные канавы, предназначенные для оттока дождевой воды. Часто в них плавал и всякий мусор. Ну и понятно, что отдельные граждане в них иногда мочились.

Собственно туалеты были устроены по принципу деревенского сортира. Выгребные ямы очищались ассенизаторами, вывозившими по ночам из города это самое. Занятие, конечно не вполне почетное, но нужное, и в средневековых городах представители этой профессии объединялись в гильдии, по тому же принципу, что представители других профессий. В некоторых регионах ассенизаторы назывались весьма поэтично «ночной мастер».


Ночные горшки прямо из окна выливались на головы прохожим как правило только тогда, когда эти прохожие доставали жителей дома шумом под окнами. В прочих случаях за такие штуки можно было получить неприятностей от городских властей и штраф. Вообще, во многих городах домовладелец нес ответственность за чистоту улицы перед своим домом.

Что до цитируемых описаний несусветной грязи и вони, относятся они в основном к Парижу 15-16 веков.  Тогда это действительно был огромный (по тогдашним меркам) перенаселенный мегаполис, и обычные меры наведения порядка и чистоты там, видимо, были недостаточны. Но уже одно то, что в описаниях тогдашнего Парижа современниками эта деталь встречается настолько часто, позволяет прийти к выводу, что Париж был исключением, и в других городах было намного чище - иначе эта деталь не заслуживала бы особого упоминания.

Так что рассказы о заросших грязью европейцах, живущих посреди моря нечистот все же мифы. Интересно, почему эти мифы так популярны.

PS: Большинство иллюстраций позаимствовано из дневника marinni. Заинтересовавшиеся могут сходить туда и посмотреть записи по тегу "история быта" - там картинок еще больше.

История быта

Previous post Next post
Up