Венгерский подход к энергетике

Nov 22, 2016 17:37

источник Геоэнергетика
Еврокомиссия одобрила возведение новых блоков АЭС «Пакш» в Венгрии при участии российской стороны. Ведомство не обнаружило нарушений при строительстве, о которых Брюссель заявлял ранее, сообщил представитель венгерского правительства Янош Лазар.



Соглашение об участии России в проекте было подписано в 2014 году. В 2015-м Еврокомиссия сообщила властям Венгрии, что проект «Пакш-2» не отвечает требованиям Брюсселя, в том числе техническим и экологическим. При этом в январе 2016 года власти ЕС начали расследование в отношении проекта «Пакш-2» по нескольким пунктам, в частности по предоставлению государственных субсидий проекту, по доступу к информации по его реализации и в сфере государственных закупок. Подробнее…

Такая давно ожидаемая новость появилась на минувшей неделе.

Традиционно для больших СМИ: несколько общих слов, причем все они не об энергетике, а о политике и политиках. А вопрос куда как интереснее, чем кажется на первый взгляд. Не просто «Венгрия захотела новые реакторы АЭС, а Россия решила им помочь, но тут вмешался злой Брюссель и морочил людям головы пару лет, но потом сломался».
Когда нам рассказывают про Европу, как таковую, частенько припоминают присущую Европе меркантильность, преобладание разума над чувствами, не так ли? Евросоюз во главе с Обамой корчится антироссийскими санкциями, введенными от чего угодно, но только не от большого ума. «Все личное, никакого бизнеса» - лозунг дня, а Будапешт ведет себя несколько иначе. Новый член Евросоюза оказался единственной страной в этой чудной организации, который думает не о том, как показать козу соседу, а о себе, действительно любимом.



Откуда у венгров появилась сама идея о том, что им нужны дополнительные блоки АЭС? АЭС «Пакш» начали строить в 1975 году, обеспечивая ее блоками ВВЭР-440. Первый из них был введен в эксплуатацию 10 октября 1983, четвертый (последний на сегодня) - в ноябре 1987. С той поры и работают, обеспечивая 42% всего венгерского электричества. Много? Не мало, но какие у Венгрии варианты? Перекрыть Дунай, у которого на территории страны исключительно равнинный участок, затопить кусок территории - согласитесь, не то, что венграм понравится. Ловить ветер и солнце, как это нынче модно? Но вот нету в Венгрии лишних тысяч гектаров под солнечные панели, а ветер на равнине - ну, 20% от общих потребностей, если очень постараться. Уголь в Венгрии заканчивается, да и зеленые не сильно рады угольным ТЭС. Что остается? Наращивать импорт нефти и газа, памятуя при этом, что цена генерируемого электричества на углеводородных ЭС зависит от цены сырья на 60%, в то время как в случае атомной генерации такая зависимость составляет от 5 до 10%?

Венгры свой выбор сделали в пользу атомной энергетики, причем сделали его всей страной. 74% респондентов социологического опроса «за» развитие атомной энергетики в родной стране - такие результаты были получены в 2014 году. Вы помните 2014 год? Антироссийская истерия в Европе перехлестывала здравый смысл многократно, а венгры? А венгры думали о себе. Электричества стране нужно все больше, Венгрия закупает от 11 до 12 млрд кВт часов в Словакии и на Украине. Перекрывать Дунай желания нет, жечь уголь, нефть, газ, когда советские и российские атомщики убедительно доказали и показали, что можно обойтись без всего этого?..

Парламент Венгрии ратифицировал договор с Россией о строительстве новых реакторов: 256 «за», 29 «против», убедительно.  Произошло это в феврале 2014 года, но с той поры даже самые ярые противники «крррровавого путинского режима» голосов против этого договора не подавал. Если где и остался хваленый европейский прагматизм, так только в Венгрии…
Возражения против ВВЭР-1200, предусмотренных венгерско-российским контрактом периодически появляются со стороны оппозиции, но аргументов этим ребятам не хватает настолько откровенно, что даже митинги и пикеты получаются какими-то вялыми - стыдно венграм участвовать в этих шоу. Оппозиционеры доходили до того, что пытались стращать мадьяр недостаточной защищенностью площадки от … цунами. Нормально? Но им, болезным, не смеялись в лицо - Европа толерантна! Им спокойно показывали систему плотин от наводнения: на том берегу, где расположена АЭС, их высота значительно больше, чем на противоположном. Даже если Дунай выйдет из берегов, чтобы остановить руки Мордора - он затопит противоположный берег. Статистика землетрясений тоже не радует противников венгерской АЭС: за последние 100 лет в районе Пакша оно случилось один раз, в 2011, мощностью в целых 3 балла по шкале Рихтера. В общем, печально пока идут дела у этой публики, в запасе остался только один аргумент: «Это неправильный атом и он дает неправильную энергию»…



Срок эксплуатации ВВЭР-440 изначально был 30 лет, пока этим вопросом не занялся все тот же Росатом - благодаря его трудам этот срок продлили еще на 20 лет. Мало того: с 2002 по 2009 годы мощность АЭС Пакш была поднята на 8%. Тоже «тихое» событие, но давайте-ка просто перечислим, что для этого потребовалось и что было успешно сделано.
  • реконструированы турбины (между прочим, работа эта была выполнена Харьковским Турбинным заводом);
  • реконструированы системы контроля и регулирования турбин;
  • заменены колеса на главном циркуляционном насосе (ОАО ЦКБМ, Петербург);
  • реконструированы системы контроля и регулирования давления в первом контуре;
  • изменены параметры среды в гидроаккумуляторах;
  • модернизировано топливо (разумеется - ТВЭЛ)

Результат - вместо 1’760 мегаватт «паспортной» мощности Пакш теперь выдает 1’900. И все работы - без аварий и происшествий. За всю историю этой АЭС произошла ровно одна авария: в 2003 при промывке ОЯТ были разрушены тепловыводящие сборки, радиоактивным выбросом была заражена территория АЭС, восстановительные работы заняли три с половиной года. Вот только даже за это венгры на Росатом не обиделись. Почему? Да потому, что систему промывки ОЯТ («Made in France») в Пакше сконструировали добры молодцы из AREVA (тогда - AREVA NP). Внимание, вопрос: почему же в тендере на строительство двух новых блоков Пакша французы уступили россиянам? Хорошие ведь ребята, европейцы - ан мадьяры взяли, да и повернулись к ним филеем. Чудны дела твои, господи!..
Если вернуться к цифрам генерируемой в Венгрии «атомной» электроэнергии, то получается следующая картина. Если строительство реакторов пройдет в сроки, предусмотренные контрактом (2025-2026 годы), то Венгрия получает возможность выводить из эксплуатации все четыре ВВЭР-440, не снижая, а увеличивая объемы генерации. Если ВВЭР-1200 будут работать по «паспортной мощности», выработка увеличится с 1’900 МВт до 2’400 МВт или на 26%. И куда Венгрия денет эту дополнительную электроэнергию? Неужели сама «скушает»? Может быть, может быть… Отказаться от импорта из Словакии и из Украины, добиться стабильного роста промышленного сектора. Или, все-таки, версия газеты «Небсабадшаг», высказанная зимой 2014-го ближе к истине? Версия заключалась в том, что главным вопросом для Европы на сегодняшний день является вопрос о том, кто готов обеспечивать германскую промышленность дешевой электроэнергией после того, как немцы закроют все свои АЭС. В этом случае понятна податливость Еврокомиссии, с 2014 года упорно твердившей, что при подписании контракта отсутствовали даже признаки конкуренции: вместо проведения международного тендера Орланд и Путин просто поставили подписи под заранее согласованным текстом. Но согласие получено, уступка со стороны Венгрии и России сделана ровно одна: Росатом гарантированно будет поставлять свое топливо не 20, а только 10 лет, дальше все будет происходить на конкурсной основе. Звучит красиво, толерантно и демократично, оставляет иллюзию того, что кто-то сможет «переплюнуть» ТВЭЛ по цене и качеству. Вот только сохранится ли к тому времени у Westinghouse всемерная поддержка американского правительства - большой вопрос. Новый хозяин Белого дома уже припоминал в одном из своих выступлений, что 100% акций этой компании принадлежит японцам и американского у нее - только название да место расположения штаб-квартиры…



Конечно, большую роль в непротивлении Венгрии сыграла и финансовая сторона вопроса: напомним, что Россия берет на себя 80% расходов по строительству реакторов, предоставляя Венгрии кредит в размере до 10 млрд евро под 5% годовых сроком до 30 лет. Мало того: согласно положениям коммерческого договора между Росатомом и государственной венгерской компанией MVM до 40% подрядных работ будут локализованы в самой Венгрии. Грубо - это дополнительные 10 тысяч рабочих мест, что для такой небольшой страны, как Венгрия очень весомая цифра. Мы нечасто цитируем высказывания политиков, но в 2014 году Виктор Орланд выдал фразу, которую Росатом может сделать своим девизом:

«Будущее Европы заключается в западной идентичности, но восточной активности»

Хотите иметь будущее - научитесь сотрудничать с Россией вообще и с Росатомом в частности. Сами венгры этому девизу следуют активно и аккуратно: к примеру, в мае этого года целая делегация из городочка Пакш прибыла в Нововоронеж. На реакторы посмотреть, городом полюбоваться, присмотреться к тому, как город принял в себя те самые новые рабочие места: население Пакша сегодня не более 20 тысяч человек, а во время строительства сразу двух реакторов, как показывает опыт Нововоронежа, оно разом увеличится тысяч до 30-35. Обратите внимание: пока ЕвроКомиссия делала вид, что усиленно ищет недочеты в российско-венгерском атомном контракте, венгры спокойно готовились к началу строительства. Основательно и аккуратно. В 1990 году кряхтящий от усталости СССР остановил начатое строительство АЭС в польском местечке Жарновец. Как и положено в любом приличном восточноевропейском государстве, оборудование «попилили на металл», демонстрируя тем самым высочайший уровень культуры всяким ватникам из «царства мрака». Уничтожили практически все - кроме корпуса самого реактора ВВЭР-440: уж больно здоровый оказался, «болгарка» не брала… Венгры, узнав о таком «нищастьи», договорились о помощи со стороны МАГАТЭ, выкупили, вывезли, поставили рядом со своей АЭС и организовали успешный тренировочный центр по ремонту и обслуживанию реакторов типа ВВЭР, ставший уже международным.  Несколько разный подход к проблеме, как вы считаете?

А что получает на этом контракте Россия? Россия строит АЭС Евросоюзу, «привязывая» технологически его к себе на многие годы. Заодно помогает самому ЕС, который, как все мы помним, борется с зависимостью от российского газа и от российской же нефти. Все, ребята - теперь вы от них хоть чуточку, но свободнее, радуйтесь! Свободу Юрию Деточкину!!!   И это прелестный вариант: скажи «нет» российским углеводородам, одобрительно кивая при этом российскому урану.

Ну, и давайте про деньги. Текстов технических контрактов с MVM в открытой печати найти пока не удалось, но давайте оттолкнемся от цифр, известных по контракту с Финляндией. В том договоре сумма контракта на поставки топлива в течение 10 лет - 450 миллионов евро, но финнам Росатом строит 1 реактор. По аналогии - из Венгрии вместе с 5% от суммы кредита (а это, на секундочку - 600 миллионов евро в год, если без сложных процентов) гарантированно придут 900 миллионов евро. Прочие работы по обслуживанию, текущим ремонтам и прочему - пропустим, поскольку достаточно прикинуть, что же такое кредит для Венгрии. Уже названа цифра работ для венгерских подрядчиков - 40%. Следовательно, остальные 60% работ будут выполняться различными структурными подразделениями самого Росатома: конструкторские бюро и заводы получат заказы на 12 млрд (общая сумма контракта с MVM) х 0,6 = 7,2 млрд евро. Это не кредиты от российских коммерческих банков с их безумными процентами, это 7 млрд евро, которые вольются в российскую экономику, заранее будучи «связанными» для всяческих спекуляций на биржах, это промышленные деньги. Причем деньги, за которые заплатят венгры.

Если кто-то еще помнит, профессор Глазьев в своем знаменитом докладе настаивал на необходимости массированного кредитования промышленности за счет Резервного фонда и интервенций со стороны ЦБ РФ, но этот доклад не содержал рецептов - как уберечься от того, что эти кредиты не окажутся на ММВБ, вызвав инфляцию. Росатом, как мы видим, сенсационных докладов не пишет - он просто работает, а выполнение благих пожеланий господина Глазьева происходит как-то «по ходу дела». 8 миллиардов евро для одной из самых высокотехнологичных наших отраслей, гарантированные заказы для горнодобывающего дивизиона Росатома, для обогатительных комбинатов, для металлургов - вот таково значение контракта с Венгрией, который не смогли торпедировать бюрократы Евросоюза. Конечно, оценка далеко не точная, но как учитывать то, что Россия будет готовить специалистов для новых реакторов, что на наши заводы по переработке ОЯТ поступит дополнительное сырье, которое станет МОКС и РЕМИКС-топливом, что любые плановые ремонты реакторов будут давать дополнительные заказы нашему Росатому?
В общем, скажем, пожалуй так: у России в экономике много проблем, и очень хорошо, что государственный концерн Росатом снимет какую-то их часть.

Previous post Next post
Up