Sep 08, 2011 13:58
Так современник описывает празднование 800-летия персидского поэта Низами в Азербайджане в 40-х годах XX века:
"С Низами была неловкость: во-первых, он был не азербайджанский, а персидский (иранский) поэт, хотя жил он в ныне азербайджанском городе Гяндже, которая, как и большинство здешних городов, имела в средние века иранское население. По ритуалу полагалось выставить на видном месте портрет поэта, и в одном из центральных районов Баку было выделено целое здание под музей картин… Портрет Низами и картины, иллюстрирующие его поэмы (численностью на целую большущую галерею), должны были изготовить к юбилею за три месяца.
Портрет был доставлен на дом первому секретарю ЦК КП Азербайджана Багирову, локальному Сталину. Тот вызвал к себе ведущего медиевиста из Института истории, отдернул полотно с портрета и спросил:
- Похож?
- На кого? - робко промямлил эксперт. Багиров покраснел от гнева.
- На Низами!
- Видите ли, - сказал эксперт, - в средние века на Востоке портретов не создавали...
Короче говоря, портрет занял ведущее место в галерее. Большего собрания безобразной мазни, чем было собрано на музейном этаже к юбилею, едва ли можно себе вообразить".
Из "Книги воспоминаний" И.М. Дьяконова.
Игорь Дьяконов,
азерье,
Иран,
ЦК КП Азербайджана,
Дьяконов,
поэзия,
40-ые,
Низами,
сталин,
бездари,
азербайджанье,
азербайджанская фальсификация,
гянджа,
персидский,
Книга воспоминаний,
азер,
безобразный,
азероид,
азербайджанцы,
азербайджан,
юбилей,
баку,
багиров,
поэт,
азики,
бакинцы