Лев Николаевич Королёв.
Выдающийся учёный, один из первых советских программистов, разработчик БЭСМ-6, при том взаправдашний ветеран войны -
всё это можно и в википедии посмотреть - но для меня он был в первую очередь человеком.
Он был не моим завкафом, он вообще ничего у меня лично не вёл, и всё же и поныне я вспоминаю его не по фамилии, а по имени-отчеству.
Наравне с Александром Николаевичем Томилиным и Владимиром Александровичем Ильиным он был одним из наших "великих стариков", легенд нашего факультета, людей нынче совершенно невероятных моральных качеств, несущих и распространяющих вокруг себя казавшиеся безграничными, неиссякаемыми оптимизм и доброту.
Один из тех людей, кого я в те годы боготворил.
Не я, а мой лучший тогда друг был его студентом, его аспирантом, стал его помощником. Я лишь обретался на их, соседней для меня кафедре, помогая решать мелкие хозяйственные вопросы, а заодно решал свои бытовые и социальные. А Лев Николаевич, чей кабинет был за стенкой комнаты, ставшей не для меня одного почти домом, молча одобрял наше совершенно неофициальное обиталище в стенах факультета.
И его присутствие со средних курсов и по самый мой незаметный уход из аспирантуры ощущалось постоянно. Я видал его и строгим, но неизменно справедливым, и мягким и отзывчивым.
Самый запоминающийся мой экзамен, последний зимой 4-го курса, в самый тяжёлый год, после смерти деда, когда решилось, что я досрочно, и внезапно единственный раз на чистую пять закрыл сессию - вместе с Томилиным у меня принимал и он. И сдавать им было может и не очень просто, но очень приятно.
А с моим другим другом, сыном покойного уже тогда академика Болибруха, они были соседями. И для меня отдельным восхищающим моментом было - жить дверь в дверь с самим Львом Николаевичем.
Потом я оставил Университет, а годы не стоят на месте. Ему было почти 90. Он был моложе моей бабушки, и прожил дольше, чем мой дед.
Возможно, ему помогал его тот самый, невероятный оптимизм. Он прожил долгую и исключительно достойную жизнь, принёс и оставил после себя очень много добра.
И всё же...
Это фото, с википедии, сделано в 2011-м году.
А на втором он (третий слева) молодой, в окружении коллег по БЭСМ-6, давным давно, в 67-м году.
Таким я помню его лучше:
А тут фотография с юбилея Дмитрия Павловича Костомарова в 2009-м году:
Там в альбоме немало других фотографий выдающихся людей нашего факультета и мехмата. Увы, их осталось куда меньше. 2014-й год унёс многих. Кончину Владимира Александровича Ильина, легенды факультета, академика, прекрасного лектора, автора многих замечательных учебников, с которым тоже столько всего связано... полтора года назад, я пропустил. Просто пропустил. Сам Костомаров, некогда декан и наш лектор по численным методам, пережил его на полтора месяца.
Эх...