Про классификацию военных кораблей, эсминцы и фрегаты, историю и фантастику...

Jun 07, 2006 19:00


Рассмотрим параллели между некоторыми фантастическими флотами и флотами в нашем мире.

В качестве "примера, опровергающего правило", возьмем недавно рекламировавшихся мною Зоричей. У них в "Завтра войне" классификация кораблей основных классов не очень богатая, зато обоснованная.
Вымпелы первого ранга - линкоры и авианосцы. Задача первых - непосредственный дальний бой, это - основная ударная сила флота. Вторых - базирование и обслуживание палубной авиации. В общем-то, все вполне привычно.
Вымпелы второго ранга - фрегаты и мониторы. Разных крейсеров, популярных у многих фантастов, в этом мире нет. Ибо боевой ниши им нет.
Собственно, мониторы - корабли вспомогательные, их задача - непосредственное прикрытие планетарных десантов и о них речи не идет.
Речь пойдет о фрегатах. Работу они делают простую - прикрывают корабли первого ранга. Все, как в нашем обычном морском флоте, что 60 лет назад, что сейчас.
Правда, в большинстве фантастических произведений такие корабли называются эсминцами.
Вот с этими-то терминами и происходит самое интересное.

Многие, употребляя термин «эсминец» (что в переводной литературе, что в отечественной), даже не задумываются, что исторически это - «эскадренный миноносец». Причем термин этот имеет сугубо российское происхождение.
Корабли этого класса появились в конце XIX века. Тогда только зарождалось минно-торпедное оружие, и его появление заметно меняло тактику морских сражений. Ведь маленький кораблик, все вооружение которого состоит из одной мощной торпеды, мог, будучи подпущенным на близкую дистанцию, вывести из строя броненосец с 12-дюймовой артиллерией. Особенно это давало шансы небогатым странам, у которых на постройку большого количества броненосцев просто не было средств. Но и для России, стабильно державшей место третьей морской державы мира, эти корабли могли принести огромную пользу.
Фактическим родоначальником минной школы был знаменитый адмирал и ученый Степан Осипович Макаров, а после его гибели в 1904-м году его дело продолжил его ученик, впоследствии тоже адмирал Николай Оттович Эссен. Благодаря их заслугам миноносные корабли российского (а потом и советского) флота долгое время оставались лучшими в мире.
Первые разрабатываемые адмиралом Макаровым минные суда специальной постройки (так называемые «миноноски») вообще не несли управляемого торпедного оружия. Это были небольшие, но очень быстроходные по тем временам катера прибрежного действия, «главным калибром» которых была мина, вынесенная на длинном (8-10 метровом) «шесте» перед носовой частью. Такие мины применял в Русско-Турецкую войну 1877-78 гг. сам Макаров, тогда еще лейтенант - на обычных портовых катерах, доставляемых к позициям терецкого флота находившимся под его командованием пароходом "Константин".
По сути, задачей миноносок было «таранить» броненосец противника и проделать в нем ниже ватерлинии здоровенную дыру, какая не по силам и 12-дюймовому снаряду. К концу 1870-х годов таких миноносок было построено уже более сотни. В бою ни одно из этих судов (не кораблей, ибо катер кораблем не называется), правда, так и не поучаствовало.
Наука не стояла на месте, тактика минного дела совершенствовалась. Появились первые «серьезные», уже мореходные корабли, вооруженные торпедами и минами - миноносцы и минные заградители. В 1880-х годах начали строить и крупные миноносцы, названные поначалу минными крейсерами и несшие до семи торпедных аппаратов.
Впоследствии - после соответствующей корректировки стратегии линейного сражения (господствующей на то время военно-морской концепции) - и внесения в неё торпедных атак (и, соответственно, необходимости от них защищаться), миноносцы заняли своё место в ордере эскадры. Соответствующий класс кораблей, способный удержаться в ордере линейных сил (не отстать от них по скорости, дальности и мореходности), и приобрел в начале XX века окончательное название «эскадренного миноносца», а позднее - сокращенно, «эсминца».

Это была история. А теперь вернемся ко дню сегодняшнему, а точнее - к фантастическому послезавтрашнему, и многочисленному присутствию «эсминцев» в космических флотах.
Так вот, этимология термина «эсминец» напрямую восходит к слову «мина». Ну а какие в космосе мины, да еще как основное оружие?
Просто в других языках корабли этого класса назывались по другому принципу. По-английски они - «destroyerы», от слова «destroy», то бишь «уничтожать». Т.е. исторически это «уничтожитель» миноносцев обычных (которые «torpedo boatы» и «minelayerы»), но никакой привязки именно к минам там нет. Собственно, потому словом «destroyer» может обозначаться много чего (предназначенного для уничтожения), и в общем случае переводить это, как «эсминец» категорически некорректно. Например, имеющий то же самое происхождение немецкий термин «Zerstörer» относился не только к эсминцам, но и к тяжелым истребителям типа Bf.110/210/410.
Типичный пример - «Звёздные Войны». Ну какие из Imperial Star Destroyer'ов эсминцы? «Разрушители» они, термин для перевода очень удачный. Это же относится и к «Омегам» из «Вавилона-5».

А теперь перейдем к фрегатам («frigate»). Исторически с ними все куда проще, хотя происхождение термина лично мне пока не совсем ясно. Вроде бы, первоначально он пошел от средиземноморского (по-моему, португальского) слова «fragta», означающего «открытый». Сперва - веке в шестнадцатом - так назывались легкие быстроходные галеры. Что собой представляет парусный фрегат, думаю, знают все - быстроходный трехмачтовый корабль с двумя орудийными палубами. Такие фрегаты первыми начали строить англичане, а до России сам термин добрался из Голландии.
В XIX веке фрегаты стали бронировать, ставить на них паровые машины (пароходо-фрегаты), а потом и убрали постепенно в историю вслед за бригами и фелюками.
Возродили его (как и класс корветов, хоть тот и ненадолго) американцы во Вторую Мировую - как раз в том самом качестве универсальных кораблей сопровождения. В таком виде они и остались по сей день. Причем одно время они - точнее, атомные ракетные фрегаты (DLGN) едва не вытеснили класс крейсеров, их аж 4 типа было. В середине 70-х их всех все-таки переквалифицировали в крейсера (а потом и вывели из состава флота, заменив «Тикондерогами»), а в качестве фрегатов стали строить тип «Оливер Перри».
В нашем флоте, правда, кораблей с таким названием класса до совсем недавнего времени не строилось, но это из-за любви Сергея Георгиевича Горшкова к «функциональным» обозначениям классов (всякие там БПК, СКР, АПРКСН, ПЛАРБ и т.п.). Но импортные американские фрегаты в нашем флоте в войну были. Сейчас их тоже начали строить (несколько штук), но это пока, скорее, попытка изобразить хорошую мину - впрочем, это тема отдельного поста.
По назначению же сейчас фрегат примерно соответствует чему-то среднему между БПК и МПК, ближе к первому. То есть вполне удовлетворяет условиям поставленной задачи.

ЗВ, мысли, фантастика, военно-историческое, star wars

Previous post Next post
Up