Служебный роман в кино: мини-исследование и попытка определения жанра

Mar 12, 2009 01:58

Доброго времени!
В Сообществе это мой первый пост, но снисхождения к новичку не прошу, к тапкам и помидорам готова :) В конце-концов, тут все свои, коллеги-хаусоманы :)

Итак, в пятом сезоне мы таки начнем наблюдать служебный роман. Какие кино-пары в категории "начальница-подчиненный" нам известны? Мне на память пока пришли только две: Калугина-Новосельцев ("Служебный роман" Эльдара Рязанова) и (не помню, увы, как звали героиню, поэтому - по имени актрисы) Вера Алентова и слесарь Гоша (Алексей Баталов) из фильма "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова. Да, формально Гоша не работал на героиню Алентовой, но социальное положение - слесарь и директор крупного ткацкого комбината - позволяют и эту пару записать в "служебный роман".
Для начала выделим общие черты наших героев и героинь.
Герои:
1. одиноки.
2. Обладают определенной степенью асоциальности (от скандала с активисткой у Новосельцева до игнорирования всех мыслимых и немыслимых правил социума у Хауса. Кстати, Гоша тож асоциален, поскольку в глубоко советские времена быть слесарем и читать при этом Гегеля - признак самой что ни на есть асоциальности.)
3. Выделяются внешним видом на фоне окружающих.
4. Способны на решительные поступки.
5. Умны и образванны.
6. Обостренное чувство собственного достоинства.

Героини:
1. Одиноки.
2. Занимают руководящие должности
3. Очень дорожат своим статусом сэлф-мейд-вумен.
4. Старарются выглядет безупречно (в меру своего понимания безупречности. В данном случае для Кадди это означает - идеально сидящий на фигуре модный костюм, а для Людмилы Прокофьевны - коричневый мешковатый ужас. Но тем не менее...)
5. Умны и образованны.
...чтобы не обвинили в сексизме :) , ладно, - пункт 6 - обостренное чувство собственного достоинства.

Конечно, сравнивать между собой сюжеты этих трех фильмов бессмысленно. Но во всех трех есть одна общая, ключевая, точка, где герои и героини показывают себя в истинном свете.

Эта точка - плач главной героини. Калугина - на крыше, героиня Алентовой - у себя дома, Кадди - в несостоявшейся детской. А почему, собственно, плач? Почему не смех, не гнев, не флирт? Да потому что плач - это последнее, что осталось женского в современной женщине. Разревись - искренне, отчаянно, не от злости, а от грусть-тоски - и вот ты уже не баба с яйцами, а просто баба, просто женщина - беспомощная и беззащитная. И Новосельцев/Гоша/Хаус бросит все и заглянет в глаза сочувственно, и примчится, оставив философские разговоры и пьяного дружка, и припрется посреди ночи сам не зная зачем, но окажется вдруг самым нужным... и вот такая ирония судьбы - зареванная, в бесформенном свитере и мятых портках - героиня вдруг становится куда более желанной, нежели в лучших нарядах, сияющая и неотразимая. Потому что она наконец-то дала возможность мужчине почувствовать себя мужчиной - защитой, и опорой.
Плачет Калугина - Новосельцев ее утешает - и дальше отношения развиваются в сторону хэппи-энда.
То же самое в "Москва слезам не верит".
А вот в "Хаусе" хэппи-энда не будет. И остается только предполагать, окажется ли финал грустным или даже трагичным в большей или меньшей степени. И это вполне в духе жанра, в котором снимается фильм. Если "Служебный роман" - комедия, "Москва слезам не верит" - мелодрама, то "Доктора Хауса" я бы назвала психологической сарказм-драмой. Не шекспировские страсти, но чеховские полутона. Отсюда и метания главных действующих лиц и все их слова и поступки...
Подводя итог, замечу, что мы с вами, скорее всего, получим грустное удовольствие наблюдать финал в стиле блюз - то есть когда двум хорошим людям будет плохо...

мнение

Previous post Next post
Up