...А ДЕВУШКИ ПОТОМ!

May 07, 2016 02:29



24 года назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о создании национальных вооруженных сил. Сегодня в нашей стране День защитника Отечества, государственный праздник, благодаря которому появилась традиция - присвоение накануне наград и очередных воинских званий отличившимся военнослужащим. Однако наш сегодняшний рассказ о тех, чья работа особо не афишируется, зачастую неблагодарна, но крайне важна для поддержания боеготовности нашей армии. Это летчики и технический персонал казахстанской военно-транспортной авиации.




На военную площадку Алматинского международного аэропорта мы попали в разгар рабочего дня. Технический персонал эскадрильи проводил достаточно сложную операцию по балансировке воздушных винтов военно-транспортного грузовика С-295.



Любопытно, что балансировка столь непростого агрегата по схеме очень напоминает действия автомехаников при «переобувке» автомобиля - тут так же используются специальные грузики, которые навешиваются на крепление лопасти винта к ротору двигателя. Это делается для того, чтобы устранить вибрацию.



На С-295 установлены два турбовинтовых двигателя PW127G канадского подразделения компании Pratt Whitney, мощностью кВт 2 х 1975. Винты на 90% состоят из композитного материала на основе углепластика.



Ремонт внеплановый и проводится по просьбе экипажа самолета, который пожаловался на сильную вибрацию при запуске двигателей.



Сегодня в авиапарке эскадрильи имеются 4 транспортника САSA C-295 производства европейского концерна Airbus Military. В этом году ожидается прибытие еще двух «масловых» бортов с авиазавода в испанской Севилье.



Впервые С-295 появились в Казахстане 4 года назад по программе перевооружения казахстанских СВО. Эти современные самолеты должны полностью заменить старые советские транспортники Ан-26, которые уже практически полностью выработали ресурс. Всю подготовку летчики и технический персонал по контракту с Airbus Military проходят в Испании. Легкий и средний ремонт наши военные специалисты могут без особых проблем осуществлять по месту фактического нахождения самолета.



Сегодня С-295 - это «рабочая лошадка» казахстанских ВВС. Самолет эксплуатируется очень активно и в широком диапазоне задач.



Поэтому и требования к его техническому состоянию предъявляются высокие.



Старичок Ан-12ПБ - единственная подобная машина, которая осталась на вооружении ВВС Казахстана. Это почти раритет. Но исправно работает после капитального ремонта и своевременного техобслуживания. За свою долгую «карьеру» самолет перевез тысячи тонн всевозможных военных грузов:



















***



Еще в военно-транспортной эскадрилье есть два грузовика Ан-26 и пара Ан-72. Эти самолеты советского производства прошли капитальный ремонт и продление ресурса.
Старший техник капитан Назар Аширалиев проверяет оборудование кабины Ан-72.



«Ежегодно в Казахстане проводится более сотни оперативных проверок и войсковых учений, максимально приближенных к условиям вероятной современной войны», - заявил президент Нурсултан Назарбаев накануне Дня защитника Отечества. Нетрудно догадаться, какая нагрузка при этом ложится на военно-транспортную авиацию, которая обеспечивает подготовку и проведение всех этих мероприятий.



Эскадрилья летает часто, а учитывая казахстанские расстояния - по многу часов, имея относительно небольшой технический парк.



И главная заслуга в этом принадлежит инженерно-техническому персоналу.

Подготовка к боевому параду:

































***



Тем временем инженерно-техническая группа завершила работу с двигателями С-295. Теперь надо их проверить в работе.



Главное - собрать все мелкие инструменты в специальный ЗИП и ничего не забыть возле самолета.



Использование смартфонов в части запрещено!



Перед запуском двигателей винты немного проворачивают, чтобы еще раз убедиться, что все стоит на своих местах.



Затем технический персонал поднимается на борт и закрывает двери. И тут вновь прослеживается аналогия с автосервисом: cамолет подключен к специальному компьютеру, измеряющему параметры работы силовой установки. Это очень напоминает компьютерную диагностику авто.



Жарас Утеков, старший инженер отдела ИАО (инженерно-авиационного обеспечения), майор.

- Жарас, что происходит?

- В данный момент мы выполняли операцию по балансировке лопастей воздушных винтов. Это был внеплановый ремонт по просьбе летчиков: было замечание -  большая вибрация при запуске двигателей и при рулении самолета. Возникла необходимость выполнить данную операцию. У нас есть современные КПА (контрольно-проверочная аппаратура), инструменты. Далее мы проверим другие самолеты, чтобы не допустить подобной неисправности.

- Как часто такое бывает?

- Вибрация для авиадвигателя - довольно опасная вещь. Если на нее не обращать внимания, то рано или поздно на раме, лопастях - там, где они крепятся к валу - могут появиться микротрещины. Это равносильно выходу двигателя из строя. Поэтому мы периодически проверяем все самолеты на предмет подобных отклонений.

- У меня ассоциация с автосервисом.

- Да, точно! Очень похоже на сложную диагностику автомобиля. В принципе, современные автомобили - тоже весьма непростые агрегаты, и чтобы им поставить диагноз, надо немало поработать. Здесь же мы забивали на лопасти грузики и на разных режимах производили газовку двигателей. При оборотах 80-90% компьютер показывает наличие вибрации и выдает резюме: с каких позиций грузики необходимо убрать и на какие позиции поставить. Специальный принтер выдал результат на бумаге для дальнейшей подшивки в документацию на этот самолет.



Борттехник снаружи следит за работой двигателей.



Газовка производится на разных режимах.



Минут через 10, находясь рядом с самолетом, я уже ничего не слышал - высокочасточный шум турбин забил все.

Первым в Казахстане С-295 освоил военный летчик-ас Рустем Тлеумагамбетов. На снимках в галерее ниже он в компании Мануэля Регуэро, испанского летчика-испытателя Airbus Military:









































***

В полетах, которые проводятся в темное время суток, применяются специальные очки ночного видения:

image Click to view





Калел Омирсериков, заместитель командира в/ч 53975 по инженерно-авиационному обеспечению, полдковник:

- Наша повседневная работа - это подготовка авиационной техники. Самолет, как и любое другое транспортное средство, склонен к отказам и разным недостаткам. Мы получили С-295 всего четыре года назад. Это небольшой срок. Поэтому в начальной стадии эксплуатации у нас значительное количество неисправностей. Со временем - где-то к 5-му году эксплуатации - неисправностей будет меньше, и далее эксплуатация пойдет попроще. Ближе к 10 годам у самолетов этого типа завершается межремонтный ресурс - обычно опять начинаются отказы. Это примерно как у автомобиля: сначала надо обкатать, потом некоторое время можно ездить без проблем, а затем ремонтировать необходимо все чаще.



Интерфейс С-295 полностью цифровой.



Показатели по правому винту в норме. С левым еще надо повозиться.



В общей сложности на устранение вибрации ушло 2 дня.



Грузовая кабина «испанца» выглядит довольно оптимистично, даже нарядно.



Красный цвет - признак аномалии.



Производственное совещание.



Азамат Молдахметов,  командир авиационной эскадрильи в/ч 53975, майор:

- Азамат, какова структура вашей части?

- Наша часть объединяет военно-транспортную авиацию и армейскую вертолетную авиацию. Наша задача -  перевозка войск, боевой техники и различных военных грузов в интересах министерства обороны. Авиационный парк состоит из самолетов Ан-12, Ан-26, Ан-72 и современных С-295 производства Airbus Military. В данный момент у нас 4 самолета С-295. В этом году придут еще 2 с авиазавода в испанской Севилье. Летный и технический персонал проходят подготовку в Испании, в данный момент у нас находятся испанские летчики-инструкторы. Обучают четырех наших пилотов. Основная программа подготовки -в Испании, в Севилье. Затем мы обучаем летчиков здесь, по нашей программе.

- Cколько людей подготовлено?

- На все четыре самолета подготовлены экипажи - основной и резервный. Экипаж С-295 состоит из 4 человек: командир, помощник командира экипажа, бортинженер и бортмеханик. На Ан-72 такой же состав экипажа. На Ан-12 экипаж больший по численности: командир, помощник командира, бортинженер, радист, штурман и бортмеханик. Это еще советская схема. Экипаж - 6 человек.

- Airbus Military производит технику по стандартам НАТО. Как они стыкуются с нашими принципами боевой подготовки?

- Да, это стандарт НАТО. Мы изменили некоторые наши руководящие документы. У армейской авиации тоже есть такая техника - это вертолеты Eurocopter EC 145 и американский UH-1.

- Летать много приходится?

- Летаем часто и много. Особенно в последнее время. Недавно закончились учения «Каратау-2016». Мы обеспечивали перевозку личного состава и грузов для аэромобильных войск. Сопровождали истребительную авиацию - перевозили их имущество. Бывают случаи, когда мы работаем как санитарная авиация. Чаще всего перевозим больных военнослужащих. Недавно перевозили такого военнослужащего из Аягуза в алматинский госпиталь.

- А сложные задачи?

- Из сложных задач -  десантирование военнослужащих аэромобильных войск парашютным способом.

- C другими силовыми ведомствами сотрудничаете?

- Мы обучаем летный состав Национальной гвардии, пограничной службы КНБ.

- В начале июня у нас пройдет международная выставка вооружений и военной техники KADEX - 2016. Готовитесь к ней?

- Наша эскадрилья будет непосредственным участником предстоящей выставки KADEX -2016. Нам поставлена задача по перевозке всего военного имущества, которое будет задействовано в экспозиции. Будем использовать С-295 и Ан-72.

" В ближайшие годы будет обновлено не менее 70 процентов всех видов оружия и техники, а по отдельным категориям - до 100 процентов."
                                                                                                                                                                                                                               Н. Назарбаев

И еще пара штрихов к портрету. Как уже было сказано выше, транспортная авиация у нас совмещена с армейской. Военно-транспортные и боевые вертолеты базируются на военном аэродроме «Первомайский», также недалеко от Алматы. Объединенной частью командует опытнейший казахстанский военный летчик полковникНурлан Байдуллаев. На вооружении армейской авиации стоят вертолеты Ми-8МТ, Ми-17B-5, пара старых американских Bell UH1 Iroquois и два cамых больших из серийно производимых в мире Ми-26ТЗ, причем эти два борта - единственные из существующих в модификации топливозаправщика  - наследие СССР. Военные Eurocopter EC145 совместно с французами собираются и базируются в Астане. В мае 2012 года заказано 20 вертолетов Eurocopter EC725, со сборкой в Казахстане. Наши военные вертолетчики также выполняют широкий спектр задач, в числе которых совместная работа с Комитетом по чрезвычайным ситуациям. Несколько раз они принимали участие в тушении лесных пожаров в горах Заилийского Алатау. В галерее ниже - снимки различных полетов армейской авиации РК.























***

Оригинал материала.

Ан-72, Ан-26, военно-воздушные силы, grigoriy bedenko, военно-транспортный самолет, армейская авиация, САSA C-295, Ми-26, вертолет, СВО, ВВС, военно-транспортная авиация, Ми-8, Григорий Беденко, Казахстан, аэропорт, Ми-17, Ан-12, Силы воздушной обороны, Алматы, c-295, самолет

Previous post Next post
Up