Триединство: диафрагма, выдержка, ISO

Dec 13, 2013 18:00

Оригинал взят у nikonofficial в Триединство: диафрагма, выдержка, ISO

Просматривая информацию о снимке в графическом редакторе, вы наверняка увидите массу любопытной информации. Еще бы, ведь каждый кадр хранит в себе данные о снимке, благодаря стандарту EXIF (Exchangeable Image File Format). Среди прочего можно идентифицировать модель фотокамеры, фокусное расстояние, баланс белого, а также такие ключевые моменты, как диафрагма (Aperture), выдержка (Shutter Speed) и чувствительность ISO. На последних трех мы и остановимся сегодня. Понимая и правильно используя эти три основных параметра, мы и получаем то, что в итоге видим на экране своих мониторов.



Диафрагма: управляем глубиной резкости



 
Слева представлен кадр с диафрагмой f/2.8, справа - f/16. Разница в глубине резкости очевидна, в последнем случае нам удалось уместить весь объект в зону резкости.

Диафрагма - один из главных творческих инструментов фотографа, используя который, можно регулировать глубину резкости изображения в больших пределах. Диафрагма находится в объективе и состоит из лепестков. Их количество различно в зависимости от объектива, наиболее продвинутые модели используют до девяти лепестков закругленной формы, что позволяет сделать размытие фона более эффектным и красивым.

Если быть точными, то значения диафрагмы должны указываться везде как: 1/1.4, 1/2.8, 1/4.0 и т.д. Но для простоты числитель в этих дробях упразднили. Поэтому и на объективах, и в настройках камеры и программном обеспечении вы встретите значения вроде: f/1.4, f/2.8, f/4.0 и т.д. Они показывают диафрагменное число, соответствующее выставленной светосиле.

Чем меньше значение диафрагменного числа (например, f/2.8), тем сильнее диафрагма открывается во время момента захвата кадра и тем больше света поступает на сенсор фотокамеры. Глубина резкости при этом становится меньше, а размытие переднего и заднего фона сильнее. И наоборот, чем больше значение (например, f/8.0), тем большей становится глубина резко изображаемого пространства или просто ГРИП. Этот параметр сильно зависит от многих параметров - размера сенсора, фокусного расстояния объектива, удаленности объекта съемки от объектива. Стоит заметить, что широкоугольные объективы обладают куда большей глубиной резкости, нежели теле-собратья. Чем ближе мы к объекту съемки, тем меньше ГРИП. Теперь что касается размера сенсора, он также не в малой степени влияет на обсуждаемый показатель. Если возьмем камеру формата FX и DX с объективами, у которых эффективное фокусное расстояние одинаково, заметим, что глубина резкости у FX-камеры меньше, нежели у DX.



Умелое использование дистанции до объекта съемки и значения диафрагмы позволят эффектно отделить объект от фона.

Особую нишу занимают макро-объективы серии Micro NIKKOR. Благодаря возможности фокусироваться на очень коротких дистанциях, даже при больших значениях диафрагмы ГРИП будет относительно небольшой, что позволяет еще сильнее выделить объект съемки в кадре.

Один из важных плюсов открытой диафрагмы очевиден - больше света для сенсора, короче выдержка. Это на руку, когда приходится снимать в плохо освященном помещении или необходимо сделать кадр быстродвижущегося объекта. К счастью, это не единственный параметр, позволяющий влиять на выдержку.

Выдержка: останавливаем коня на скаку



Короткая выдержка поможет на мгновение остановить любой момент жизни и запечатлеть его на века.

Выдержка - это то время, на которое затвор камеры открывает доступ к свету для сенсора. Значения представлены в секундах или долях секунды, что встречается заметно чаще. Конечно, сами доли секунды не показываются, вместо них можно увидеть цифры 250, 500, 1000, что означает 1/250 с, 1/500 с, 1/1000 с соответственно. Наиболее короткой выдержкой для современных камер Nikon является 1/8000 с, а самая длинная достигает 30 с.

В большинстве случаев выдержку используют для того, чтобы «остановить» объект съемки в движении. Но не стоит пренебрегать ее творческими возможностями -  используя длинные выдержки, можно получить интересные эффекты размытия, «рисовать» светом, создав в воздухе какую-либо фигуру или слово с помощью свечки, зажигалки или фонарика. Для таких экспериментов необходимы достаточно темное освещение и штатив, ведь сложно держать камеру без движения даже секунду, не говоря уже про несколько.



Используя длинные выдержки, можно превратить воду в мягкое полотно.

Вы наверняка видели кадры водопадов или моря, когда вода превращается в некое подобие полотна, а не набора волн и брызг. Этот эффект также достигается благодаря выдержке, но также не без помощи светофильтров. Если освещение яркое, вам не удастся использовать достаточно длительную выдержку для получения описываемого эффекта, даже если максимально закрыть диафрагму. В таких случаях на помощь придут ND-фильтры (Neutral Density, нейтрально серый), поглощающие «лишний» свет.

Отдельно хочется сказать об интересном режиме выдержки - Bulb. Принцип работы довольно прост - нажимаем кнопку спуска, камера начинает экспонировать кадр, отпускаем кнопку и кадр готов, т.е. в промежуток времени, когда мы нажали кнопку спуска и отпустили ее, диафрагма была открыта. Такой вариант отлично подойдет для съемки салютов и фейерверков, что поможет запечатлеть момент от самого начала и до конца. Но опять же, стоит запастись штативом, да и спусковой механизм не помешает для получения максимально резкого снимка.


Чувствительность ISO: снимаем при малом освещении

ISO - это светочувствительность матрицы к свету. Во времена пленочных фотоаппаратов за этот показатель отвечали характеристики пленки. В цифровую эпоху все проще: показатель ISO можно менять в любой момент и даже автоматизировать его, используя опцию автоматического выставления ISO, где задается максимально допустимый уровень ISO и минимальное значение выдержки.

Чем выше показатель ISO, тем выше становится светочувствительность матрицы камеры, а вместе с этим увеличивается уровень шума в кадре. Базовым показателем ISO для большинства современных камер Nikon является ISO 100 и ISO 200. Повышая данный показатель, мы неизбежно увеличиваем уровень шума, но во многих случаях это не так критично, сенсоры камер способы выдавать отличную картинку при достаточно высоких показателях ISO, например, 1600, 3200 или даже 6400. В ходе пост-обработки изображения можно снизить уровень шумов с помощью инструментов графического редактора и плагинов.

При съемке в формате JPEG традиционно присутствует опция подавления шумов, которая регулируется по силе в соответствующем меню фотоаппарата, более того, для длительных выдержек предусмотрен специальный алгоритм шумоподавления. В случае с форматом RAW пользователю предоставляется возможность корректировать шумы в ходе пост-обработки самостоятельно.

И так, чем выше значение ISO, тем больше сенсор камеры чувствителен к свету, а это означает, что при ограниченном свете мы сможем сделать кадр с более короткой выдержкой.

Заключение

Понимая суть и роль, которую играют диафрагма, выдержка и чувствительность ISO можно смело экспериментировать с данными параметрами, чтобы получить желаемый эффект при любых условиях съемки. Конечно, есть еще масса других моментов, влияющих на съемку, среди которых: режимы экспозамера, автофокуса, съемки, компенсация экспозиции и прочие. Но все обо всем по порядку.

технические детали, советы, никон

Previous post Next post
Up