Оригинал взят у
varandej в
Зона отчуждения Тёплый вечер в сосновом бору, запах хвои, звенящая тишина да прозрачное небо... и осознание, что здесь нельзя ни сорвать ягод, ни выпить воды, ни даже просто сесть на эту землю. Так мне запомнилась Чернобыльская зона отчуждения, о двух днях пребывания в которой - следующие 5-6 постов.
Сразу оговорюсь о нескольких вещах:
-- Поездка в Зону была легальной и заняла два дня - выходные 17-18 августа, и стоило всё это 220 долларов (именно долларов, в которых и производится оплата). На организаторов вышел случайно через знакомых, вот их контакты:
jahnek (тут должна быть "собачка") africamail.com
+7-926-596-28-11 (Иван) +38-095-673-33-44 (Антон)
Плюсы - покажут достаточно много, маршрут гибкий с учётом пожеланий участников, при этом техника безопасности соблюдается, а группу сопровождает квалифицированный "проводник" (он же инструктор и экскурсовод) из сотрудников Зоны. Минус - не возят на запрещённые к посещению объекты, в первую очередь на заброшенную РЛС
Чернобыль-2.
-- Я - профан по ядерной матчасти, и не в состоянии даже отличить зиверт от ренгтена, о чём честно сообщаю заранее. Так что за возможные ляпы не судите строго, а как их исправить - указывайте максимально доходчиво.
-- В последующих постах будут: Чернобыль, Припять, ЧАЭС, сёла ЧЗО и их обитатели, а также Славутич, ну а в первой части - дорога до Зоны, общие впечатления, природа и разные локальные объекты в Зоне.
...Сбор был назначен в 7:15 на Южном вокзале Киева. Группа оказалось совсем небольшой - всего 9 человек, что организаторам сулило даже некоторый убыток, ну а нам - полуиндивидуальную программу. Участники представляли всю Большую четвёрку восточно-славянских городов - Москва, Киев, Петербург и Минск. Загрузились в микроавтобус, долго петляли по Киеву, у площади Шевченко (на северном выезде из украинской столицы) закупили гостинцев для "самосёлов", и поехали на север. К тому времени я кантовался в Киеве уже три дня, посетил Славутич и Любеч (левобережье на севере), Черкассы и Канев (правобережье на юге), и пейзажи за окном мне порядком примелькались - нормальная подсолнечная Украина:
2.
Первая остановка - Колокол где-то на подходах к райцентру Иванков: после того, как Чернобыльский район был упразднён за отсутствием населения, Чернобыль и Припять находятся в формальном подчинении этого городка. На чёрной плите надпись: "И мёртвым, и живым, и нерождённым на вечную память во тьме Чернобыльской ночи" и дата "1990". Колокол, видимо, поставлен тогда же, причём собственно колоколом служит обрезанный газовый баллон.
3.
Здесь проводник провёл краткий инструктаж по технике безопасности: не сходить с дорожек, ничего не брать в руки и тем более (о ягодах и плодах) не есть, не купаться, не сидеть на земле и особенно на мху, не фотографировать сотрудников Зоны и стратегические объекты (в первую очередь саму ЧАЭС и пропускные пункты), ну и конечно слушаться проводника. Курить также не рекомендуется (хотя и не запрещено) - дым сушит дыхательные пути, поэтому в лёгкие может попасть "грязная" пыль, которая так бы вышла с мокротой. Как меня заверили ещё до поездки, соблюдение всех этих правил делает поездку сюда не опаснее, чем поход к рентгенологу.
А от колокола виден натуральный "последний кабак у заставы"... хотя на самом деле ехать ещё полчаса:
4.
Дорога делается всё более пустой, указатели "Чернобыль", "Припять", "КПП Дитятки" мелькают всё чаще, напряжение нарастает... и мгновенно падает, стоит только подъехать к КПП - в очередь выстроились туристические автобусы! Говорят, столь популярна Зона стала буквально пару лет назад с выходом компьютерной игры "
S.T.A.L.K.E.R", где очень качественно воспроизведена топография ЧЗО. По крайней мере мне френд-лента приносит посты оттуда едва ли не каждую неделю только в последний год. Но туристы здесь - не европенсионеры, а в основном продвинутая молодёжь. Однако при виде туристов, увлечённо фоткающихся на фоне знака опасности, я вспоминал лишь ту штуку: "Почему за полчаса до атомной войны запрос в Google _фотосъёмка в экстремальных условиях_ популярнее запроса _как укрыться от ядерного взрыва_ втрое?". Этот вид - вся суть 21 века.
5.
Впрочем, 9/10 туров сюда - однодневные (это стоит около 100 долларов), то есть с 17-18 часов (в это время надо покинуть Зону, чтобы успеть в Киев в адекватное время) до 12 утра (к этому времени обычно первые автобусы минуют КПП) в зоне пустынно. Туры более 2 дней - только индивидуальные, а это уже совсем другие деньги, от 400-500 евро.
6.
Площадь Зоны - порядка 5 тысяч квадратных километров, это примерно как два Люксембурга или 2/3 Черновицкой области. Впрочем, Зона разделена пополам между Украиной и Беларусью (
Полесский радиационно-экологический заповедник), и последняя экскурсий туда не водит, а меры приняла гораздо более радикальные. Всего накрыло несколько десятков селений, два города (Припять и Чернобыль), ПГТ Вилча и Полесский (при этом формально Полесский район существует с центром в селе Красятичи), зона вплотную подошла к древнему городку
Овруч на Житомирщине. В украинской части ЧЗО работают порядка 6 тысяч человек - половина из них на ЧАЭС (она полностью остановлена в 2000 году, но формально не закрыта и на ней ведётся исследовательская работа и мониторинг), остальные - охрана, милиция, военные, водители и механики, медики, всякие лесники и пожарные (ведь лесной пожар в заражённой местности чреват новой катастрофой) и т.д. Одни ездят на работу специальной электричкой из Славутича (работают 4 дня в неделю), другие - вахтами по 15 суток. Кроме того, и сама ЧЗО делится на 30-километровую и 10-километровую зоны, расположение которых наглядно показывает, куда в конце апреля 1986 года дул ветер. В 10-километровой зоне допускается лишь кратковременное пребывание. Однако загрязнение распределяется неравномерно, в том числе по разным видам частиц, поэтому всегда есть риск попасть в "грязное" пятно. Основным загрязнителем были изотопы йода как самые летучие... однако их период полураспада всего 8 суток, поэтому в первые два месяца фон тут был примерно в 1000 раз выше, чем сейчас. Однако и тяжёлые элементы, такие как уран и плутоний, также упали в эту землю, и потому на вопрос, "когда снимут Зону отчуждения" наш проводник ответил "Никогда" - период полураспада урана-235 порядка 20 тысяч лет, а для очищения земли нужно 10 полураспадов - это во много раз больше, чем прошло с тех пор, как появились люди.
7.
здесь полноразмерная фотография этого стенда.
Прохождение КПП довольно простое - к милиционеру на входе идёт проводник со списком и мы - с паспортами. Милиционер вызывает из списка по одному, смотрит паспорт и пропускает. Самое примечательное здание на КПП - тот домик слева на кадре №5 под ассиметричной крышей - это пункт дозиметрического контроля, который здесь проходится минимум дважды - на выездах из 30- и 10-километровых зон:
8.
Если что-то окажется "грязным", турникет просто не откроется, пока заражённый предмет не определят и изымут - в 9/10 случаев это обувь. Одно из самых популярных слов в ЧЗО - Бураковка: там находится могильник, в который свезли отработавшую технику, вещи из припятских квартир, трупы домашних животных и многое другое - туда же отправятся и не прошедшие дозконтроля кроссовки. Однако у нашей группы и у других групп, проходивших КПП на моих глазах, ничего не "засветилось".
9.
Впрочем, это - на выезде, на въезде же эти штуки не увидеть. От КПП мы поехали прямиком в Чернобыль, заселились в гостиницу (побродив немного вокруг) и отправились дальше, через следующий КПП "Лелёв" в 10-километровую зону. То, что я покажу, мы смотрели в другом порядке в разные дни - просто разные аспекты Зоны Отчуждения на примере мест, разбросанных между Припятью и Чернобылем.
Первое - конечно же, дороги. На главных дорогах Зоны хороший асфальт, с которого нежелательно сходить на обочины. Но - ни фонарей, ни остановок, вообще никаких признаков человека вокруг. Да и сами дороги пустынны - лишь изредка по ним пронесётся с 2-3 кратным превышением скорости (которая здесь официально до 40км/ч) одинокая машина. На обочинах, как видите, изредка попадается мусор - туристы есть туристы, но в целом здесь гораздо чище, чем на Большой земле.
10.
За второстепеными дорогами как будто бы никто не ухаживает, и сквозь них прорастает трава. Мох в зоне - стабильно одна из самых грязных вещей, и причина этого донельзя банальна - он, как губка, накапливает пыль, в том числе "грязную".
11.
Мост через Припять около Чернобыля довольно высок - явно рассчитан на судоходство. На левом берегу тоже много интересного, будь то
деревянная церковь в селе Красное или аутентичнейшее
старообрядческое кладбище в селе Замошня, но туда ходят лишь индивидуальные экскурсии да может быть сталкеры (хотя едва ли им это интересно). К тому же там почти нет объектов, связанных непосредственно с катастрофой.
12.
Вид вниз по течению - на Чернобыль. Хорошо просматривается холм древнерусского городища Стрижев... да и сам Чернобыль известен с 1196 года. Не вполне очевидно, что в Зоне осталось множество "традиционных" памятников, и по крайней мере в Чернобыле я неплохо ознакомился с его "доатомным" наследием.
13.
Вид вверх по течению, в сторону Припяти - просматривается собственно ЧАЭС, тот же ракурс ультразумом на заглавном кадре. Припять, как видите, очень широка, и именно после её впадения Днепр превращается в эталон ширины. Эта река - стержень Полесья, на ней же стоит древний
Туров в Беларуси, а также экс-областные Пинск и Мозырь. Обезлюдевшие берега напоминают скорее
Мезень или
Пинегу, а потрясающе чисто небо такое бездонное...
14.
И одно из ярчайших впечатлений Зоны - её цветущая природа, совсем никак не ассоциирующаяся с образом "заражённой земли". Буйная растительность, обилие ягод, многочисленные и почти не пуганные животные - такого не увидишь и в большинстве заповедников.
15.
16.
17.
Самого распространённого обитателя Зоны - кабанов, мы так и не увидели, хотя по словам нашего проводника, в "фотокапканах" на кабанов приходится 2/3 снимков, а на глухих лесных станциях из-за них страшно выйти за ограду. Тут водятся волки, лоси, рыси, в белорусской части даже медведи. А вот в речке Уж - олени:
18.
Ещё больше я удивился, когда нам перебежал дорогу табун лошадей Пржевальского. На самом деле в 1990-е в Зоне были большие планы по созданию заповедника, где планировалось акклиматизировать также зубров, восстановить тура и тарпана... на Украине всё ограничилось лошадьми Пржевальского из Аскании-Новы, а вот в Беларуси заселили и зубров. Вот уж не ожидал, что увижу диких лошадей Пржевальского здесь, а не в Аскании-Нова или Монголии:
19.
На старом кладбище села Ямполь проводник указал нам ямку в земле и какие-то белые осколки вокруг - это было черепашье гнездо, обитатели которого недавно вылупились и расползлись. Там же мы подобрали здоровенного богомола:
20.
Ну а канал охлаждения ЧАЭС переполнен рыбой, которую туристы увлечённо кормят хлебом - будь то краснопёрки или окуни:
21.
Или давно ставшие местной достопримечательностью сомы, которые на хлебушек радостно всплывают из своих омутов, а в отсутствии такого лёгкого корма порой утаскивают приземлившихся выпить воды голубей. Более чем уверен, что 57-килограммовый сом батьки Лукашенко - отсюда. Хотя откровенно сказать, безобразные существа:
22.
Самый известный из них - конечно же, засветившийся на ютубе Ручной сом Гоша. По словам проводника, Гоша обитает в гидроцехе ЧАЭС, и водолазы его не шутку боятся, хотя "сухопутные" работники уверяют, что он безобидный и чешут ему бока.
И в общем нарушают эту идиллию и напоминают о том, где мы, лишь многочисленные знаки радиационной опасности. Этот вот стоит на месте бывшего села Копачи, которое после катастрофы действительно закопали - то есть раскатали бульдозерами и завалили землёй. На Украине так ликвидировали два заражённых села, в Беларуси - почти все.
23.
Одно из любимых занятий туристов - фотографировать дозиметр. К слову, ставить на землю колено при фотографировании тут также крайне не рекомендуется.
24.
От тех же Копачей уцелел лишь типовой мемориал Славы:
25.
Да детский сад (1957), ставший обязательным пунктом однодневных экскурсий наряду с Припятью:
26.
Странное дело - в Зоне мы были бодры и даже веселы, местами перешучивались (хотя конечно не над увиденным, а просто так)... но видимо это сродни "неиссякаемому юмору фронтовиков", о котором писал Ремарк. Сейчас при виде этих фотографий мне хочется плакать.
27.
28.
29.
30.
И ведь это не Бабий Яр, не Освенцим, не Виленское гетто - детей отсюда просто увезли, и большинство из них скорее всего ещё живы и уже отдают своих детей в детсады Киева, Славутича, Чернигова (далее везде). Но вот больно смотреть. Я думал, что в Зоне будет страшно, но главное здешнее чувство - не страх, а печаль.
31.
Другое место - станция Янов в нескольких километрах от Припяти на
линии Чернигов-Овруч (1928-30), которую катастрофа разрезала пополам. Вокзал сталинского времени превращён в гараж:
32.
Рядом необычная водонапорка:
33.
На путях и вокруг ржавеет техника. Пахнет нагретым металлом, а в воздухе - тишина:
34.
35.
36.
Техника порой весьма раритетная, как вон тот деревянный вагон слева:
37.
Меж путей прорастают деревья, хотя по словам проводника, рабочее движение тут окончательно остановилось всего несколько лет назад:
38.
Но и то - лишь на одном пути, другие же явно не используются с момента катастрофы:
39.
Вид с виадука, ведущего в центр Припяти. Как видите, раньше тут была электрификация, но проводов давно нет:
40.
База сельхозтехники ближайшего к Припяти совхоза. Всё покрылось грязным мхом, и этот мох здорово напоминает "Пикник на обочине":
41.
В кустах ржавеют комбайны:
42.
Мхом поросла и всякая разбросанная по земле мелочь - а значит, она неподвижна уже много лет:
43.
Пионерлагерь "Сказочный", где отдыхали дети атомщиков:
44.
Да только сказочка хуёвая,
Да конец у ней неправильный:
Змей Горыныч всех убил и съел.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
А вот одно из самых грязных мест Зоны - станция, куда подвозили бетон для строительства Саркофага:
51.
Один из двух въездных знаков Припяти - Факел, отмечает так называемый Западный след, то есть шлейф, тянувшийся от атомной станции во время пожара. Здесь показания дозиметра сразу подскакивают в 10-20 раз, но эта полоса шириной всего в несколько десятков метров. Когда-то здесь рос Рыжий лес, принявший на себя первый удар и убитый радиацией на месте - поэтому его сосны много лет стояли рыжими, пока их тоже не закопали.
52.
И многие из вас наверное скажут - "Хе! Да у нас в Костромской области разруха в сто раз хуже без всякой катастрофы! Эффективные менеджеры, блеать!". Нет, господа, не хуже. Я сам отмечал, что визуально здешние сёла часто похожи на деревеньки русского Нечерноземья, в Припяти вспоминал сопоставимые по масштабу разрухи
Воркуту и
Аркалык, но понимаете, в чём разница... Не случайно это зона отЧУЖДения - её не вылечишь ни переизбрав президента, ни проведя безупречно грамотные реформы, ни даже подарив США, Норвегии или Китаю. Она просто потеряна, стала чужой. А многие туристы, посетив Зону, оставляют здесь одежду или обувь, боясь вынести невидимую смерть во внешний мир.
53.
Чернобыльская зона отчуждения.
Общее.
Чернобыль.
Чернобыльская АЭС.
Припять.
Сёла и самосёлы.
Славутич.
P.S.
Запускаю новый тэг "
Зона заражения", посвящённый самым гиблым местам, что я видел - в основном грязная индустрия, недавние войны и всякие злодеяния.