Почему автопробеги за чистый воздух только ухудшают качество воздуха - и как каждый водитель помогает загрязнять окружающую среду. Чем проблемней работает общественный транспорт в Запорожье, чем больше рисков заболеть в толпе, тем больше запорожцев хотят обзавестись автомобилем. Из гаражей вытаскивается совсем старая рухлядь, которой время на металлолом… В автоцентрах стоят очереди из желающих приобрести новый автомобиль! Такая ситуация по всей стране.
Многие автодилеры хвалятся небывалым ростом продаж в 2021 году. Так, за 8 месяцев 2021 года украинцы приобрели 76,1 тыс. новых легковых автомобилей - на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в сентябре украинцы приобрели 9,4 тыс. новых авто, что на 10% больше, чем в августе, и почти на 25% больше, чем годом ранее, сообщает «Укравтопром».
Подобная тенденция наблюдается по всему миру. За семь месяцев 2021 года реализация автомобилей в мире составила 48,53 млн. единиц, что на 22,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным LMC Automotive. Боясь заразиться COVID, горожане отказываются от общественного транспорта, куда ранее их начали заманивать экологически сознательные муниципалитеты и экологи.
Авто и заводы: кто больше?
В одном из соседних городов экоактивисты регулярно устраивают автопробеги с лозунгами борьбы за чистый воздух - на автомобилях, которые еще больше загрязняют воздух. И запорожцы привычно ругают владельцев заводов, а сами массово приобретают старые автомобили, не соответствующие экологическим стандартам, и заправляют их дешевым бензином и дизелем. К сожалению, украинцы мало знают об опасности автовыхлопов.
Три города Украины входят в ТОП-25 самых загрязненных городов Европы: это Днепр, Киев и Одесса. Согласно отчету World Air Quality Report 2020 года, Киев - на 39 месте по загрязненности воздуха среди городов мира (в 2019 году город был на 49 месте). Киев - город не промышленный, около 90% выбросов вызваны именно транспортом.
И именно автомобильный транспорт - один из основных загрязнителей атмосферного воздуха в Украине. Выхлопные газы автотранспорта в городах дают более 50% загрязнения воздуха, причем в больших городах (от 500 тыс. до 1, млн. жителей) на их долю приходится от 55% до 70%, а в очень больших (несколько миллионов жителей) городах - более 85% от общего объема загрязнения атмосферного воздуха", - говорится в "Національной доповіді про стан навколишнього природного середовища" за 2019 год.
Мы привычно видим на дорогах множество еще "советских" автомобилей. Средний возраст парка легковых автомобилей в Украине - 22 года. Это в два раза старее, чем в ЕС (11 лет). А старые "Волги" и "Жигули" на дороге - это значит повышенное потребление бензина - и повышенное количество выбросов в воздух.
Если в 2016 году в Запорожье были официально зарегистрированы 233 000 автомобилей, то уже в 2021 году - почти вдвое больше, 395 тысяч (!!!). Соответственно, вырос и их негативный вклад в атмосферу.
В Запорожской области в 2020 году транспорт стал источником 79,278 тысяч тонн выбросов, по официальной информации ЗОГА. (При этом, напомним, автомобили на "евробляхах", наводнившие улицы, вообще не зарегистрированы на территории Украины! И их выбросы не учитываются в статистике).
Выбросы автомобилей - это не просто мелкодисперсная пыль PM2.5, в которой много канцерогенов и которая проникает прямо в легкие и кровь. В составе отработанных газов автомобильных двигателей насчитывают сотни вредных веществ, которые круглосуточно вдыхают жители городов. Это в первую очередь опасный угарный газ, оксид азота NOx, оксида углерода CO, сажа, тяжелые металлы, диоксид серы SO2, бензапирен, формальдегид.
Почему европейцы ограничивают авто?
По данным Международного совета зеленого транспорта, в 2018 году транспорт был ответствен за 29% общих выбросов парниковых газов в ЕС. При этом наибольшая доля всех выбросов парниковых газов принадлежит легковым автомобилям и фургонам - 18%, автобусы и грузовики выбрасывают 5%. По данным Кадастра выбросов парниковых газов Украины 2019 года, 12% парниковых газов в Украине производятся транспортом.
И ситуация с автовыхлопами в XXI веке ухудшалась, несмотря на экологические настроения. "По сравнению с 1990 г., выбросы от транспорта выросли на 33%, хотя другие сектора промышленности уменьшили их количество", - говорится в публикации ФАУ.
Сейчас автомобили - крупнейший источник выбросов (около 71% в 2018 году) среди других видов транспорта, отмечает Европейское агентство защиты окружающей среды. В планах ЕС - транспорт без выбросов или с минимальным их количеством. С 2035 года все проданные в ЕС новые автомобили должны быть без выбросов. Это будут электромобили, авто на водородном топливе.
А нам что делать?
Пока Запорожская областная администрация предлагает перенаправить поток транзитного транспорта за пределы населенных пунктов. Горсовет должен оптимизировать маршруты, обеспечить надежность движения общественного транспорта, создавать пешеходные улицы без автомобилей.
Важны зеленые коридоры для удобного передвижения пешеходов по городу, зеленые бульвары и скверы. Водителям, которые хотят жить в городе с чистым воздухом, рекомендуется тоже оптимизировать маршруты и на короткие расстояния ходить пешком. И обязательно сохраняйте высокорослые деревья под окнами - это ваша защита от выбросов и автомобилей, и предприятий.
источник