На основании того, что я вижу в европейских городах, можно сделать несколько выводов. Об обустройстве людей и о том, почему так получается, что у нас хуже, а у них лучше.
Я вижу, что в Европе лучше машины, я вижу, что в Европе лучше журналы, телевизоры в Европе лучше и т.д. Какую вещь ни возьми, мне хочется европейскую, мне не хочется русскую. Я не хочу у себя дома держать нашу электрическую плиту или газовую. Она мне не нравится по ряду причин. Хотя, возможно, законы физики у нее соблюдаются очень хорошо, и конвекция работает, и с точки зрения науки там все сделано правильно.
В основе всего этого лежит такая вещь, как разная зона комфорта у западных людей и у наших. У каждого человека существует зона комфорта независимо от того, где он находится. Даже у бомжа есть зона комфорта, она ограничивается его коробкой из-под холодильника. У человека, который живет в Европе, зона комфорта распространяется дальше, чем его квартира: она захватывает его лестничную площадку, его дворик, его улицу, его квартал. Его центр города. Окраины европейских городов так же ужасны, как и наши: панельное жилье везде довольно жуткое и французский шахтерский городок мало чем отличается от донецких ужасных окраин.
В России традиционно зона комфорта заканчивается у человека его входной дверью, обивкой, которую он сделал себе на дверь. Она еще будет входить в зону комфорта, а вот дальше 10см от дверного косяка - уже нет. Человеку все равно, что там...
Очень редкий случай, когда кто-то делает ремонт у себя в подъезде. Потому что человек идет в соседние квартиры, а там говорят - денег нет, не дам тебе. Ну, может быть, найдется второй олигарх, который даст денежку. Вот два человека (это в лучшем случае) ремонтируют подъезд, остальные их ненавидят. Они стараются как-то поднасрать, что-нибудь нарисовать или разбить. Или не закрыть входную дверь, чтобы бомжи пришли. Люди не готовы принимать выход из зоны комфорта.
Что еще входит в зону комфорта российского человека. Безусловно, одежда, люди любят покупать себе красивую одежду. Даже когда они выходят из дома и идут по дровяным мосткам, они всегда это делают в очень красивой обуви, очень красивых брюках, красивом платье. Оно должно быть очень дорогим, на последние деньги купленным. И машина, безусловно, входит в зону комфорта.
Человеку, у которого машина за $150 тыс., не стыдно быть владельцем работы, где его коллеги и сотрудники работают в таких условиях. Ему все равно, потому что это работа. Работа находится за пределами его зоны комфорта. Так устроено в большинстве российских компаний. Это принципиальное различие между тем, что есть у нас, и тем, что есть на Западе. На Западе люди с удовольствием построят сортир и никогда не будут туда ходить. Но они будут знать, что сделали что-то, что обеспечит комфорт другим людям - коллегам или не знакомым им людям. И с удовольствием вымостят дорожку, посадят деревцо и так далее.
Артемий Лебедев. Ководство. 25 июня 2010