Крупные компании все чаще снимают офисы на окраинах, развивая их. А торговые центры превращаются в места не только шопинга, но и культурного досуга жителей.
Последние несколько лет на рынке офисной недвижимости Москвы наблюдается новая тенденция - децентрализация. Новые бизнес-центры все чаще появляются за пределами ЦАО, а порой и вовсе за Кольцевой.
- Основных причин три. Первая и главная - дефицит площадей под застройку в центре, - рассказывает архитектор-урбанист Георгий Рачинский. - Вторая причина - высокая стоимость земли. Третья - ограничительные меры со стороны правительства Москвы. Например, введение платной парковки. Если за стоянку нужно платить, а своей бесплатной нет, это минус.
Крупные компании перемещаются в спальные районы.
Переезд крупных компаний за пределы Садового кольца - тенденция последних лет, так как в спальных районах они могут занять большую площадь на выгодных условиях и оптимизировать логистику.
Появление офисов выгодно и жителям спальных районов. Во-первых, появляются новые рабочие места. Согласитесь, куда удобнее ходить на работу пешком, чем ездить через всю Москву. Во-вторых, в районе тут же вырастает спрос на аренду и покупку жилья - многие сотрудники хотят жить поближе к месту работы. В-третьих, начинает развиваться сфера обслуживания. Прежде всего общепит, ведь тысячам сотрудников офисов нужно где-то питаться. Плюс рядом с офисами открываются новые сетевые магазины, потому что резко вырастает проходимость места. В общем, в районы приходит жизнь.
Еще одним двигателем развития спальных районов становятся торговые центры.
Еще в 2014 году группа ADG выкупила у города десятки кинотеатров. Все они - в спальных районах, между Третьим кольцом и МКАД,- рассказывает генеральный директор компании S.A. Ricci Александр Морозов. - Вместо них уже в 2019 году появятся центры деловой активности с административной, культурной и коммерческой составляющей. Они должны стать районными центрами и точками притяжения для жителей.
Новые точки притяжения по явятся и в ходе реновации промзон. Например, в рамках проекта «Символ» на месте завода «Серп и Молот» по строят концертный зал на 3700 посадочных мест - по проекту голландского бюро Benthem Crouwel. А в жилом комплексе «Зиларт» на бывшей территории завода ЗИЛ откроют музейный центр современного искусства.
Один из крупнейших застройщиков Москвы разработал концепцию развития Кузьминок.
Помимо новых домов, согласно замыслам архитекторов, здесь появятся своя городская площадь, фонтаны, театры, музеи, бульвар с кафе и выставочными пространствами, пешеходный мост над шоссе и современный центр отдыха для всей семьи.
Георгий Рачинский поясняет: - Девелоперам очень выгодно развивать инфраструктуру района. Ведь если рядом с домами, которые они предлагают, есть парки, театры, музеи, удобные пешеходные зоны, то квартиры намного легче продать. Это уже не бетонные коробки с видом на другие бетонные коробки, а жилье в удобном для жизни месте. Так что бизнес не меньше, чем власти, может участвовать в развитии спальных районов. Другой вопрос, что все расходы на создание инфраструктуры он вложит в стоимость квадратного метра. И владельцам квартир, конечно, придется за комфорт заплатить.
Эксперт привел пример Головинского района, что на севере Москвы.
- Там один из застройщиков за свой счет благоустроил набережную канала, выложив ее плитками и установив скамейки. Получилась прогулочная зона, которой могут пользоваться все. Но чаще других здесь, конечно, гуляют жители ближайших домов - как раз тех, что построила компания. И эта благоустроенная набережная фактически стала одним из конкурентных преимуществ при продаже недвижимости (!!!). Если власти города будут и дальше поощрять такие проекты, то спальные районы станут существенно комфортнее, чем сейчас.
Никита Миронов.
stroi.mos.ru 3 мая 2018 г.