оригинал здесь:
elledecoration.ru Японский архитектор Тадао Андо (Tadao Ando) учился по книгам и в путешествиях. Сегодня он преподает в Токийском университете (и консультирует Йель, Гарвард и Колумбийский университет) и наставляет своих студентов:
«Архитектуру нужно чувствовать изнутри. Это физическое переживание. Эскизы, макеты, фотографии - лишь полдела. Хорошая архитектура всегда выстраивает взаимоотношения со зрителем. Возможно, нет более эмоционально-заряженного вида искусства».
В детстве Андо конструировал бумажные аэропланы и строил игрушечные дома. Затем был большой перерыв. Чем только не занимался будущий Притцкеровский лауреат (эта престижная премия - своего рода архитектурный «Оскар»): от простого разнорабочего до дальнобойщика и профессионального боксера. Но однажды ему в руки попал альбом с работами Ле Корбюзье (Le Corbusier), и это стало поворотным моментом. Андо накопил денег и объехал полмира, чтобы воочию увидеть памятники архитектуры, которой он буквально заболел.
Он ездил по Японии, изучая традиции, и по Италии в поисках эталонов классики, конечно, побывал в Марселе, чтобы посмотреть «Жилую единицу» Ле Корбюзье, в Штаты - за Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright) и Луисом Каном (Louis Kahn). Осаждал библиотеки. В 1969 году открыл свое архитектурное бюро. В настоящий момент в портфолио мэтра под две сотни работ. Большая часть - в Японии. Самые громкие проекты последних лет - в Италии и во Франции.
Тадао Андо почитаем на родине. Его работы близки японскому менталитету, хотя выполнены из абсолютно нехарактерного для местной архитектурной традиции материала: бетона. Оммаж модернистам? Не только. Андо считает, что нет материала выразительнее: «На бетон не отвлекаешься. Он на сто процентов про форму и вместе с тем про содержание. Он не выпячивает себя и позволяет работать с пространством - не украсить, выявить или подчеркнуть, а именно создать пространство. Он формирует архитектуру. К тому же чистота этого материала воплощает духовно-эмоциональную составляющую постройки».
Действительно, внутри зданий, медитативных бетонных монолитов, созданных Андо, чувствуешь себя по ту сторону реальности, как нигде, погружаешься в себя. Японец говорит, что архитектура, как любое искусство, должна давать человеку возможность узнать свой внутренний мир.
Много пишут о том, что бетон у Андо особенный, бархатистый. Считается, что этот эффект достигается за счет особого, чисто японского, гипертщательного внимания к соблюдению технологии, а также во многом благодаря предварительной лакировке опалубки. Кстати, опалубку архитектор оставляет на виду: испещренный равномерно нанесенными круглыми отверстиями бетон в своей монументальной простоте становится еще более эффектным.