Этикет советского школьника. Фрицморген.

Apr 01, 2019 22:00


«Представьте, как было бы здорово, если бы школы помогали школьникам раскрыть свои способности, сначала выяснив, к чему у них есть склонность, а потом развивая их таланты в течение 12 лет вместо того, чтобы заставлять их следовать одной и той же программе подобно овцам, и выбрасывать их в итоге во взрослую жизнь в состоянии полной растерянности».
Я нашёл эту реплику Талли Дара на одном англоязычном форуме, и она показывает, что проблема школ, подобно проблеме тюрем, довольно остро строит не только в России, но и в других странах нашей грешной планеты.
Понятно, что времена меняются, а школы слишком неповоротливы, чтобы успеть за мелькающими на календаре веками. Так, например, уметь программировать в XXI веке - это как быть грамотным в средневековье. Важнейший навык, которому в наших школах не учат, ибо с момента появления «Фортрана» прошло всего лишь 60 лет: категорически недостаточный срок, чтобы школьная система восприняла это новшество всерьёз.
Кое-что однако остаётся неизменным даже протяжении веков. Умение общаться, - та самая «социализация», которой нам уже всю плешь проели защитники традиций, - ничуть не менее ценна для современной юной поросли, чем для детей времён Рюрика или Соломона. Раньше юношество учили этикету, сейчас, увы, не учат.
В СССР был институт пионерии, в рамках которого школьникам пытались прививать разумное, доброе и вечное. Получалось довольно плохо, на грани вредительства. Хороший пионер не воровал, не матерился и не дёргал кошек за хвосты, однако к жизни в нормальном обществе пионер был категорически не готов, - хотя бы из-за варварской привычки говорить правду там, где следовало бы соврать или промолчать (!!!).
Лично мне эта привычка здорово мешала первые 30 лет моей жизни. Сейчас мне стыдно за моменты, когда я называл вещи своими именами, объясняя, что вот этот человек неуклюж, вот эта его работа плоха, вот это его решение глупо, а вот эта его проблема нерешаема. Легче от этой моей токсичной искренности никому не было - она по большей части только вредила и мне, и делу, и другим людям.
Советским пионерам не объясняли разницу между честностью и глупостью. Для пионера не было ничего зазорного в том, чтобы выпалить «закройте мандибулу, опистоконт заднежгутиковый» - пионер полагал, что если в реплике нет матерных слов, а обращение идёт на «вы», значит он ведёт себя вежливо и культурно.
Вот ещё один пример из жизни. В школу к одному моему товарищу как-то пришёл некий руководитель хора или кто-то в этом роде, чтобы отобрать себе поющих детей. Школьники по очереди подходили к нему, он просил их пропеть пару строчек и выносил вердикт. Мой товарищ услышал что-то типа «у вас совершенно нет слуха, вам нельзя даже на километр приближаться к музыке». На школьника этот приговор произвёл самое гнетущее впечатление, ибо тогда мечтал о музыкальной карьере. Сейчас уже всё в порядке, мой товарищ именно музыкой себе и зарабатывает на хлеб, однако он потерял 15 лет, ибо очень долго не решался хотя бы попробовать себя в этом направлении.
Сказал тот грубиян правду? С его личной точки зрения - несомненно. Он сказал то, что думал, а думал он в тот момент, что стоящий перед ним школьник музыкального слуха не имеет и иметь не может. К сожалению, правдоруб не учёл, что, во-первых, он может ошибаться (как и оказалось в итоге), и что даже правду стоит облекать в приличную форму перед тем, как выпускать на волю. Любители показывать всем подряд свою голую правду напоминают любителей показывать всем подряд своё голое тело, с той только разницей, что эксгибиционисты не считают себя при этом борцами за нравственность. Никто не мешал руководителю хору сказать что-то типа «спасибо, хорошо, следующий». Школьник тогда просто убежал бы по своим делам и забыл бы об этой встрече на следующий день.
Вот вам интересная закономерность. В комментариях часто пишут разные неприятные вещи в мой адрес и в адрес России. Жалуются на всё подряд - начиная от опечаток в моих статьях и заканчивая курсом акций американских предприятий. Возраст у всех недовольных разный, политические предпочтения разные, уровень грамотности тоже разный. Вместе с тем есть одно правило: когда я читаю жалобы на маленькую зарплату и невозможность устроиться на нормальную работу, очень часто именно в таких комментариях я вижу дремотную, неосознанную грубость - когда человек груб не потому, что он хочет побольнее уязвить собеседника, но потому, что он не умеет разговаривать по-другому.
Бедность и неотёсанность идут в современном обществе рука об руку. При устройстве на работу надо проходить собеседование, а люди, которые не могут удержаться от грубости хотя бы на 15 минут, сразу получают минус 50 баллов к итоговой оценке.
Это особенно грустно, так как базовые правила этикета можно при желании освоить буквально за несколько занятий. Суть тактичности заключена в двух элементарных вещах:
1. Не грубите без необходимости.
2. Выражайте собеседнику умеренную поддержку.
Знай себе говори «интересное мнение» вместо «какая ерунда», «отличный план» вместо «ничего не выйдет», да «я вас услышал» вместо «идите в задницу». К сожалению, этого уже достаточно, чтобы быть тактичнее большинства.
Ничего сложного, никаких акробатических трюков и зубодробительных формул. Одного урока в день было бы вполне достаточно, чтобы научить детей прятать свои ежиные иголки, которые так мешают им и в школьной, и уже во взрослой жизни. К сожалению, ничего похожего на предмет «Искусство общения» в современной школьной программе нет.
Конечно, следовало бы учить школьников ещё и жизненной философии, чтобы они потом не становились печальными растерянными овощами из цитаты в начале поста, однако тут сложностей будет больше: хороших педагогов найти будет непросто, а согласовать нормальную программу обучения удастся навряд ли. С этикетом таких проблем нет - главные правила просты и понятны. Знай себе говори «Потрясающе» вместо «Не ври», вот и весь секрет. fritzmorgen.livejournal.com

образование, ошибки, геномика, размышления, дизайн воспоминаний, блогеры

Previous post Next post
Up